Любовь Духанина: Хорошая школа та, где все нацелено на всестороннее развитие ребенка
Почти в два раза выросло число учеников частных школ за последние восемь лет. Таковы данные экспертов РАНХиГС.
С чем это связано? Какие плюсы и минусы у негосударственного школьного образования? Кто и как контролирует его качество? На вопросы "Российской газеты" отвечает председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина.
Любовь Николаевна, сегодня в России около 900 частных школ. Но ведь государственных - более 40 тысяч! Что происходит, почему родители стали чаще голосовать за образование рублем?
Любовь Духанина: Действительно, до 1992 года в России насчитывалось не более 30 частных школ. К 1995 году их число выросло до 525, в 2023 году - до 875. Что такое частная школа? Это всегда идея, которая воплощается от проекта здания до программ допобразования. Нередко при частной школе есть детский сад, и это удобно. Но суть в том, что частные школы, как правило, работают с нестандартными запросами. Здесь хорошая материальная база, лаборатории и, что особенно привлекает родителей, небольшие классы, практически индивидуальное обучение. Частные школы гибко реагируют на вызовы времени.
Здесь проще включить в программу обучения реальные бизнес-кейсы, найти нужного профессионала, организовать новый курс программирования или промышленного дизайна. Есть и еще один нюанс. Раньше очередь на подачу заявлений в хорошую школу люди занимали накануне. Каждому хотелось, чтобы именно его ребенок получил самые широкие возможности. Сейчас прием в школы - строго по территориальному принципу. Переизбытка учебных мест, прямо скажем, нет. Поэтому, если по каким-то причинам ребенку не подходят предлагаемые условия в госшколе, родители ищут варианты.
Как и кто следит за качеством образования в частных школах?
Любовь Духанина: Контроль качества - сложный процесс. В нем участвуют не только сами школы, но и родители, общественность, профессиональное сообщество и, конечно, региональные власти. Частные школы с гослицензией работают четко по федеральным государственным образовательным стандартам и программам, как и государственные школы. И на них распространяются все формы государственного контроля от генпрокуратуры и Роспотребнадзора до пожарной и налоговой инспекции. Если же лицензии нет, то такая организация не может называться школой и под контроль не попадает. Обращаю на это внимание родителей: проверяйте лицензию! Хорошая частная школа держит этот документ в открытом доступе и регулярно проводит процедуры самообследования, приглашая независимых экспертов.
Образ частной школы, который есть у многих в головах, - дорогой пансион, машины с водителями, дети в брендах...Это элитное, не всем доступное образование?
Любовь Духанина: Безусловно, частные школы выбирают родители, которые могут и хотят вкладываться в образование детей. И это не только семьи с высоким доходом, но и с высоким уровнем образования, и обладающие большим временным ресурсом. Это люди, привыкшие планировать, - в недавнем исследовании Московского городского педуниверситета говорится: самые долгосрочные планы, от 6 и более лет, строят родители, чьи дети обучаются именно в частной школе.
Кроме того, выросла степень осознанности выбора. Выбирают конкретные школы, конкретные программы и профили. От родителей есть запрос на гибкость и вариативность обучения, индивидуальный подход.
Частное образование сегодня нельзя назвать образованием исключительно элитарным, хотя бы потому, что оно уже приобретает массовый характер. Как и в госшколах, в частном сегменте есть учреждения, которые можно назвать элитными. Но есть и те, которые вполне можно отнести к демократичным. Все зависит от концепции школы, ее миссии, которые определили создатели школы.
Вниманию родителей: отдаете ребенка в частную школу - проверяйте лицензию! Хорошая школа держит этот документ в открытом доступе
В среднем месяц в частной школе обойдется почти в 30 тысяч рублей. И ценник за последние годы вырос примерно на треть. Все же сумма немаленькая. За что платим?
Любовь Духанина: За этой ценой стоят затраты на то, чтобы каждый ребенок получил качественное образование. Сюда входит зарплата учителей, психологов, логопедов, уникальных приглашенных экспертов. На зарплату тратится не менее 70% дохода школы. Средства необходимы и на инвестиции в современное оборудование. Стабильно растущая статья расходов - затраты на помещение: аренда, коммунальные расходы, текущий ремонт, обеспечение безопасности - физической и информационной.
Мало кто знает, но обучение в частной школе может быть абсолютно бесплатным - за счет стипендий или грантов. Например, в Москве есть частные школы, чьи грантовые программы полностью или частично покрывают стоимость обучения части учеников - талантливых детей, детей-сирот или детей из семей с финансовыми трудностями. Среди них школа "Летово", Гимназия Примакова, Павловская гимназия, "Хорошкола", школа "Наследник", школа "Абсолют" и другие. Где-то есть пансион, а значит, в них могут жить и учиться дети из других городов. Отдавая ребенка в частную школу, родители прежде всего инвестируют в качественное образование и комфортные условия для обучения.
Какой должна быть хорошая частная школа?
Любовь Духанина: Хорошая школа та, где все нацелено на всестороннее развитие ребенка. Есть, безусловно, формальные критерии. Как я уже говорила, это обязательная гослицензия и госаккредитация. В лицензии должны быть указаны уровни образования, в рамках которых разрешено преподавание. Педагоги должны владеть современными методиками, быть творческими, увлеченными людьми. Например, в школе "Наследник" при приеме на работу на собеседовании всегда спрашивают о хобби учителя. Ведь любимое занятие, позволяющее отвлечься после трудового дня, - отличная профилактика профессионального выгорания. Но для меня определяющим фактором все-таки является атмосфера открытий, сотрудничества и взаимопомощи.
Был период, когда "прочесывали" частные вузы, и в итоге их стало намного меньше. Как часто сейчас бывают проверки?
Любовь Духанина: Да, был период, когда к частным вузам было приковано особое внимание Рособрнадзора. Результатом массовых проверок 2013-2018 годов стало закрытие многих высших учебных заведений. Частных вузов стало меньше, но при этом они стали гораздо устойчивее и конкурентоспособнее. Сейчас они на ведущих позициях в рейтингах наряду с государственными. В мае 2024 года правительство заменило проверки во всех образовательных организациях обязательными профилактическими визитами. Частные вузы и сами стали более внимательно и ответственно относиться к требованиям. Так, в конце июня Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала список университетов, которым вынесены предостережения "о недопустимости нарушения обязательных требований". Из 14 вузов в этом списке частный только один, остальные государственные.