Решит ли открытое обсуждение судьбу ЕГЭ? Рособрнадзор начал собирать предложения по возможным изменениям в единый госэкзамен. А в последнюю неделю лета на площадке Московского форума пройдут общественные слушания, на которых разберут поступившие идеи. Business FM обсудила с учителями и выпускниками этого года, что бы они изменили в ЕГЭ?
В пресс-службе Рособрнадзора Business FM сообщили, что такие опросы ежегодно проводятся службой после завершения основного периода ЕГЭ. Но обсуждение экзамена в открытом формате — это что-то новое. Связано ли это с инцидентами этого года, когда активно обсуждались незаконные досмотры школьниц в Воронеже и Чувашии, а также неправомерные удаления с экзаменов, в пресс-службе не ответили. Сказали лишь, что в этот раз поступило очень много предложений об изменениях. Заявлено, что будут рассмотрены просьбы любого характера. Отправить их можно до 15 августа на электронную почту, указанную на сайте Рособрнадзора. Участие в этом сможет принять каждый. В начале июня депутаты от разных фракций внесли в Госдуму законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных экзаменов. Он будет рассмотрен в октябре. Они считают, что форма ЕГЭ не приносит запланированных результатов. В прошлом году число выпускников, сдавших три экзамена в сумме на максимально возможные 300 баллов, в сравнении с 2022 годом снизилось в 16 раз. Отмена ЕГЭ, по мнению депутатов, позволит проводить более качественный отбор среди кандидатов при поступлении в университеты. Но глава Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что экзамен может быть отменен только в случае, если будет предложена альтернатива. А ее пока нет.
Учителя же подчеркивают, что подавляющее большинство профессионального сообщества — сторонники ЕГЭ. Отменять эту форму нельзя, но изменения, конечно, нужны. Business FM поговорила с некоторыми из них о том, что бы предложили Рособрнадзору они:
Заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в Свято-Георгиевской гимназии в Красногорске Татьяна Филина: «Я много лет экспертом была, Москва, Московская область серьезно работают с экспертами. И все равно, к сожалению, непрофессионализм экспертов тоже встречается. Поэтому здесь, наверное, надо не столько ужесточать, сколько дифференцированно готовить экспертов, потому что, как я знаю, и те, которые десять лет уже экспертами работали, и те, которые только начинают, учатся одинаково». Учитель истории и обществознания школы № 29 г. Химки Григорий Назаров: «Впервые за пять лет, пока не очень понимаем из-за чего, из четырех вариантов, которые были на ЕГЭ по истории, три было средней сложности — там всегда есть сложные задания, — а четвертый был просто убийственный. Обсудить это Рособрнадзором, с разработчиками по каждому предмету, чтобы варианты были равнозначные по сложности». Заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы Лев Соболев:
«Я слышал, что оценки завышаются под предлогом, что так ребенок видит произведение. Понятно, что наш предмет очень субъективный, я имею в виду литературу. Сколько читающих — столько взглядов, но все-таки если человек говорит, что в «Войне и мире» самое главное — это восхищение Толстого Наполеоном, то, наверное, такие границы понимания все-таки уже невозможны».
До этого года серьезных изменений в формате проведения экзамена не было. Менялась лишь сложность заданий и, как следствие, средний балл. Например, в этом году он упал по русскому языку, информатике, истории, обществознанию и английскому. Но вырос по математике, физике, химии, биологии и географии. У новоиспеченных выпускников вопросы к проведению ЕГЭ есть:
***
Необходимо изменить разбалловку в ЕГЭ по литературе, потому что, на мой взгляд, это самая несправедливая разбалловка из всех. Если взять разбалловку в ЕГЭ по профильной математике, то там три ошибки равняются 100 баллам. Четыре ошибки — 99 баллам. В ЕГЭ по литературе за одну ошибку ученик получает 94 балла, за две ошибки — уже 89. Многие ребята, кто сдавал ЕГЭ в прошлом году, перепоступают в этом по старой разбалловке. У них есть преимущество в два балла, крайне несправедливо. ***
В целом нужно менять концепцию. Система зазубривания для ЕГЭ, к сожалению, стала нормой среди всех выпускников. Конечно же, это плохо влияет на знания. Экзамен должен быть таким, как вот раньше составляли, то есть чтобы у человека была возможность продемонстрировать свою эрудицию, базу знаний. Необходимо изменить палитру заданий. Они должны быть более многогранными. Не то что более сложными, но более обширными.
*** Школьники пишут экзамен весной и летом, соответственно, температура на улице от 20 до 35 градусов. К сожалению, в аудитории бывает еще жарче, школьники часто плохо себя чувствуют, стоит придумать какую-то систему охлаждения. В аудитории по правилам должно быть не выше 27 градусов, но в аудитории бывает жарче.
Пока ЕГЭ справляется со своей главной задачей. Открытое обсуждение — лишь возможность исправить системные ошибки.
Но профессиональное сообщество сомневается, что что-то изменится.