Войти в почту

Фольклорное материнство. Почему "умная" колонка не заменит мамину колыбельную

Пение работает

Фольклорное материнство. Почему "умная" колонка не заменит мамину колыбельную
© ТАСС

Вы когда-нибудь слышали, как не читают, а распевают русскую народную сказку "Колобок"? Я услышала впервые на необычном курсе для мам "Песни с молоком", который появился в Астрахани благодаря педагогу по народному вокалу Наталье Устиной. Она профессиональный музыкант, 16 лет проработала в сфере культуры Астраханской области как артист и руководитель творческих коллективов, из которых 10 лет также совмещала с педагогической деятельностью в музыкальном колледже. Сейчас Наталья в декретном отпуске, у нее двое сыновей — двухгодовалый Артем и семилетний Глеб.

"Подтверждено наукой, что детям нужно петь. Благодаря пению у ребенка вырабатывается слух, дозревают нейроны в голове, ребенок психологически развивается. С помощью детского материнского фольклора можно даже режим дня малышу наладить. Я это все знала, но со вторым ребенком у меня случилось просветление, я поняла, что пение работает. И я решила, что могу передать свои знания, свой опыт другим мамам", — поделилась Наталья Устина.

Наталья воплотила свою идею в жизнь — подготовила заявку и выиграла грант от Росмолодежи, пригласила в команду психолога Юлию Горчакову, сказкотерапевта Юлию Кострову и организовала бесплатные курсы для женщин "Песни с молоком". Теперь в течение двухнедельного интенсива астраханских мам не только учат петь потешки и старинные колыбельные, но и знакомят с перинатальной психологией, сказкотерапией, пальчиковыми играми. Кроме этого, мамы разучивают сказки, игровой фольклор и учатся делать куклу-оберег. На занятиях они поют, разбирают рифмы, типы стихосложений и даже учатся сочинять свои собственные сказки и колыбельные.

"Например, с помощью психолога мы погружаем девочек в состояние легкой дремоты, в свой внутренний мир, чтобы она постаралась для своего ребенка сочинить какую-то уникальную колыбельную песню, со своим лейтмотивом и словами. Колыбельные могут быть разные — поучительные, наставнические, могут быть исповедальные, когда мама открывает свои чувства малышу", — отметила Наталья.

Петь не страшно

Я попала на четвертый поток, в котором участвовали в основном беременные. Наталья пояснила: чем раньше мама начнет петь своему малышу, тем быстрее он адаптируется к фольклорному воспитанию. Мне предложили присоединиться к группе. Наталья села за свой синтезатор, а мы расположились на удобных мягких стульях. Зазвучала похожая на народную музыка, и Наталья начала распевать знакомую с детства сказку "Колобок".

"В этой сказке изначально заложена песенка. Вы тоже сможете ее пропеть, попробуйте", — обратилась ко мне педагог.

Сначала было непривычно. Но вскоре неловкое стеснение от того, что я совсем не умею петь, прошло. И вот я уже растягиваю слова сказки под музыку вместе со всеми. Ольга Докучаева, одна из участниц четвертого потока, в перерыве призналась, что тоже не умеет петь. Она ждет своего первого ребенка и решила рискнуть — окунуться в фольклорное материнство.

"Я работаю экономистом, песни, творчество — совсем не мое. Но здесь ты перестаешь бояться, раскрепощаешься. Теперь я пою, перед мужем хожу распеваюсь, а мой маленький в животе и правда реагирует. Больше всего ему нравятся колыбельные, он сразу успокаивается. Оказалось, что петь не страшно", — улыбается Ольга Докучаева.

"Многие девушки боятся начинать, потому что у них якобы нет голоса. Но голос есть у всех, не у всех развито чувство слуха. Его как раз можно развивать — надо чаще петь. Кроме того, ваш ребенок — это самый благодарный слушатель, он изначально любит ваш голос и ваше творчество", — уверена Наталья Устина.

"Умной" колонке маму не заменить

Автор курса заметила, что распевание сказок может подойти не всем детям. К кому-то потребуется другой подход. Но лишать детей этого жанра нельзя. Ведь сказки помогают развивать фантазию, учат жизни, объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Наконец, благодаря сказкам дети верят в чудо.

"Сказки, колыбельные, потешки, к сожалению, сейчас "умирают", женщины почти не поют и не рассказывают их. Все идет на упрощение — "Алиса или Маруся, расскажи сказку, спой колыбельную". Но колонка никогда не заменит маму, ее голос, живое общение, эмоциональную связь мама — ребенок. Поэтому к нашим традициям, к нашим корням нужно возвращаться. Если это все уйдет, то стоит задуматься, будем ли мы русской нацией", — считает Наталья.

С ней согласна и участница курса — перинатальный психолог Анастасия Пивоварова, которая использует в воспитании детей и гаджеты, и народный фольклор. Сейчас женщина ожидает четвертого малыша.

"В последнее время мамы с раннего возраста включают аудиозаписи с "белым шумом", со сказками. Получается, что маму заменяют гаджеты. С одной стороны, аудио удобно — освобождаем время, но когда я стала сама практиковать песни, потешки, заметила, что у ребенка другая реакция — он быстрее успокаивается, быстрее засыпает. Поэтому здорово, что здесь возрождают все это, связь мама — ребенок становится лучше, крепче, это хорошая закладка для будущего подросткового возраста", — заметила Пивоварова.

Вдруг Наталья попросила закрыть папку с текстами, подчеркнув, что без подглядывания слова запоминаются быстрее — главное, следить за мимикой преподавателя. Способ оказался действенным — после нескольких повторов песни, которые я впервые слышала, были выучены. Также и дети, которые смотрят на мимику мамы, учатся говорить и запоминают звуки, а потом и слова.

"Раньше не смотрели в текст и ноты. Раньше это передавалось из уст в уста, называется "пение вслед". Дети могут не знать песню, но по губам мамы ловят слова и поют. Буквально раз-два, и они знают текст, запоминают мотив", — уточнила Устина.

Прививка фольклором

К этому времени к нам присоединилась еще одна мама — Людмила, она пришла вместе с сыном Вадимом шести лет. Посещать курсы с детьми не запрещено, и спустя несколько минут я поняла почему.

"Переходим к игровому фольклору, будем учиться играть. Наша первая игра — "Покойник", — громко произнесла Наталья.

Лица у женщин немного напряглись, кто-то с удивлением улыбнулся. Вместе с Натальей мы пропели слова, после чего она рассказала правила игры. Главным героем выбрали шестилетнего Вадима. Он сел на стул посередине нашего хоровода, мы пели, на определенные слова он должен был сначала дотронуться до нас рукой, потом — ногой, а под конец должен был встать и поймать кого-то из нас. Тот, кого поймали, становился "покойником", и игра начиналась заново.

Наталья пояснила, что некоторые взрослые думают, что такими играми можно напугать детей, но это не так. Раньше этими развлечениями, наоборот, прививали ценность жизни, учили не бояться смерти, вырабатывали иммунитет против одиночества.

"Взрослые смотрят на это с высоты своего жизненного опыта, переживаний, потерь. Но ребенок ничего этого не знает. Дайте ему пережить это все с помощью детского игрового фольклора, дайте возможность получить "прививку" от страхов дозированно, в легкой форме. В будущем это поможет реже обращаться к психологу", — заметила Устина.

А дальше мы играли в дразнилку "Дударь", в "Гори ясно", в "Гуси-гуси", в "Курилку" и "Заиньку". Мы бегали, словно дети, улыбались, держались за руки, водили хороводы и даже учились правильно по-детски "целоваться" — щека к щеке.

"Я рада, что в городе появилась такая возможность прийти, поиграть, разнообразить свой материнский репертуар. Очень важно, чтобы наши дети знали традиции предков, перенимали их мудрость, сохраняли преемственность. У меня двое детей, и я с удовольствием использую полученный здесь опыт, детям нравится. Наши отношения стали более тесными, гармоничными", — поделилась мама Вадима Людмила Вибко.

Польза для мамы и ребенка

После завершения курса астраханские мамы получают специальные сертификаты. Но на этом все не заканчивается. Наталья остается на связи и при необходимости может записать голосовое сообщение с колыбельной или потешками, подсказать, где найти более углубленную информацию о русском фольклоре.

"Я не ожидала, что курс будет иметь такой терапевтический эффект, что будет возвращать женщину к материнству, к желанию заниматься своим ребенком. Это может показаться ерундой, но нет, девочки после курса хотят заниматься творчеством, хотят сами с ребенком сочинять сказки, хотят с ними мастерить игрушку, играть в игрушки, проживать какой-то болезненный опыт через игровую форму. Это важно не только для ребенка, это также важно и для мамы, происходит такой эмоциональный выхлоп", — заметила Устина.

Курс "Песни с молоком" сейчас открыт для всех желающих. Учиться материнскому фольклору приходят женщины разных национальностей. На фоне русских народных песен они потом с большим интересом погружаются и в свою национальную культуру.

"Идея проекта "Песни с молоком" очень интересная. В самом названии отражен смысл — песни, которые передаются с молоком матери. Но я бы заглянула глубже. Что самое важное после рождения ребенка? Наладить с ним контакт — не только телесный, но и эмоциональный, — считает клинический перинатальный психолог Александро-Мариинской областной клинической больницы Астрахани, врач-терапевт, к. м. н., член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Эллада Якушева. — Уметь вовремя распознать потребности малыша, вовремя на них отреагировать, наблюдать за своим эмоциональным состоянием и уметь его регулировать".

Сделать это можно только через общение с малышом, и пение — это один из прекрасных способов, уверена специалист.

"Потому что мамин голос ребенок слышит уже с 24-й недели беременности, и это самый чистый звук. Так как большинство звуков передаются по воздуху, а голос мамы отражается через тело. Поэтому мамин голос самый знакомый и сладостный звук для ушей малыша. И никакая даже "самая умная" колонка его не заменит. А главное, что правильно выстроенная эмоциональная связь с ребенком остается между вами на всю жизнь. Поэтому я как психолог только за, если женщина берет с собой на этот проект и старших детей. Главное, обращайте внимание на то, как ребенок себя там чувствует, насколько ему интересно, старайтесь не заставлять, а наблюдать и поддерживать. Благодаря таким проектам родители могут проводить не просто больше времени с детьми, а налаживать более качественное общение", — подытоживает Эллада Якушева.

В планах у Натальи — открыть подобные курсы для бабушек и распространить свой опыт на другие регионы России — сначала в онлайн-формате, потом за счет создания франшизы. Есть у Натальи и мечта — поучаствовать в создании государственной программы, которая бы рассказывала, как правильно воспитывать ребенка и как взрастить гармоничную нацию, и внедрить в нее свой проект.

Елена Поротикова