«Эти родители — монстры» За что шоу о детских конкурсах красоты ненавидели зрители?

В январе 2009 года американский телеканал TLC представил реалити-шоу «Коронованные детки» (Toddlers & Tiaras). Передача была посвящена детским конкурсам красоты, весьма популярным в США. Практически сразу после премьеры программа подверглась резкой критике зрителей, журналистов и психологов. И хотя с выхода первой серии прошло уже 15 лет, «Коронованных деток» по-прежнему обсуждают в сети. Даже сегодня передачу описывают не иначе как «самое жестокое детское шоу» и «худший пример реалити-телевидения». Почему оно получило такую скандальную репутацию — в материале «Ленты.ру».

«Эти родители — монстры» За что шоу о детских конкурсах красоты ненавидели зрители?
© Lenta.ru

Недетская откровенность

«Трехлетний ребенок щеголяет в наряде проститутки», «"Коронованные детки" зашли слишком далеко, показав ребенка в костюме продажной женщины?» — Джулии Робертс из фильма «Красотка».

Большинство матерей будут яростно протестовать, если их дочь назовут проституткой, но одна мать не видит ничего плохого в том, чтобы одеть маленькую дочь в наряд продажной женщины Fox News американский телеканал

В вызвавшем возмущение эпизоде девочку нарядили в короткий топ, синюю юбку и высокие сапоги — именно так выглядела героина фильма, когда вышла на работу на улицу. В этом образе Пэйзли дефилировала по сцене под саундтрек из «Красотки». И хотя зал встретил ребенка аплодисментами, ее наряд вызвал недоумение у некоторых участников реалити-шоу. «Я бы никогда так не поступила со своей малышкой», — заявила в серии «Коронованных деток» мать другого ребенка.

Телеканал осудили не только журналисты и участники программы, но и общественная организация Родительский телевизионный совет. «Несомненно, телевизионные начальники замешаны в том, что этих маленьких детей лишают детства», — возмутились в организации. А писательница Диана Левин, автор книги о сексуализации детей в медиа, обвинила TLC в показе неприемлемого и потенциально вредного контента ради хайпа.

При этом мать Пэйзли не согласилась с критикой и заявила, что придумала такой образ для ребенка ради комического эффекта. По ее словам, дефиле в неоднозначном костюме нисколько не навредило девочке.

Зрителей возмущали и другие наряды в «Коронованных детках»: костюм в стиле Мадонны с бюстгальтером в виде конусов на двухлетней девочке, а также появление на сцене четырехлетнего ребенка с фальшивой сигаретой во рту. Но наиболее громкий скандал спровоцировало выступление на конкурсе красоты четырехлетней Мэдди, которой подложили под костюм накладки на грудь и ягодицы. Ребенок повторил образ певицы Долли Партон, известной своими формами и любовью к открытому декольте

Мать Мэдди — Линдси Джексон — заявила, что дочь в костюме с выпирающей грудью и ягодицами выглядит очень смешно. «Все думают, что это уморительно», — заявила женщина. Но многие пользователи соцсетей с ней не согласились. «Эти родители — монстры», «Это что, абьюз?» — писали критики в соцсетях.

Публичным осуждением дело не ограничилось: бывший муж Линдси Джексон через суд потребовал предоставить ему право опеки над ребенком. Мужчина счел, что экс-супруга, одевая дочку в провокационные наряды, подвергла ее сексуальной эксплуатации. Нанятый судом психолог разделил эту точку зрения. В судебных документах отдельно отмечалось, что, кроме образа Долли Партон в «Коронованных детках», девочка на одном из конкурсов красоты носила костюм «сексуального полицейского». На время разбирательств суд запретил Мэдди участвовать в конкурсах красоты.

Однако в итоге суд назначил родителям совместную опеку и оставил Мэдди жить с матерью. Суд также разрешил ребенку снова участвовать в конкурсах красоты, но при условии, что оба родителя предоставят свое письменное согласие.

В мире блесток и автозагара

TLC анонсировал «Коронованных деток» в 2008 году. Зрителям пообещали, что в программе будет много «накладных прядей, автозагара, макияжа и блесток». Представитель телеканала Говард Ли заверял: «Дети и их родители вкладывают столько энергии в борьбу за победу, за этим очень увлекательно наблюдать».

Обычно каждый выпуск программы рассказывал о конкретном конкурсе красоты в США и нескольких его участниках. Зритель знакомился с семьями детей, наблюдал за их подготовкой к состязанию, выступлением и реакцией на результат конкурса.

Многим из звезд «Коронованных деток» не исполнилось шести лет, некоторым — двух лет. Одному из самых маленьких участников конкурса красоты и вовсе было две недели.

Несмотря на юный возраст, некоторые дети уже были ветеранами конкурсов красоты. Например, десятилетняя Мэдисон участвовала более чем в сотне таких состязаний, двухлетняя Белла — примерно в 150. А мать пятилетней Макинли утверждала, что водит дочь на конкурсы красоты с момента, как ей исполнилось девять месяцев

Покупка ярких и замысловатых нарядов, продумывание и оформление декораций, репетиция дефиле и творческого выступления обычно составляли основную подготовку к конкурсу. Но многие родители в «Коронованных детках» перед состязанием водили детей на занятия по актерскому мастерству, моделингу или танцам. А другие даже прибегали к услугам коучей, специализирующихся на конкурсах красоты.

Отдельным пунктом, на котором «Коронованные детки» останавливались особенно подробно, была бьюти-подготовка. Многим девочкам и мальчикам непосредственно перед конкурсом наносили на все тело автозагар и делали укладки. Девочкам также делали маникюр, макияж. К таким ухищрениям прибегали даже родители самых юных конкурсанток: так, в одной из серий коуч накрасила тушью ресницы полуторагодовалой девочке.

В ход шли даже временные зубные протезы, делающие улыбку более ровной. Некоторым детям красили волосы, приклеивали накладные ресницы и выщипывали брови. В одном из вирусных отрывков реалити-шоу брови выщипали воском пятилетней конкурсантке. Девочка кричала и просила прекратить процедуру. «У нее однажды был неудачный опыт. Воск был слишком горячим, ей, по сути, cорвали кожу. Так что с тех пор она боится», — спокойно объясняла ее мать. После процедуры ребенок плакал.

Впрочем, детские протесты и слезы бывали в программе нередко. Юные королевы красоты могли плакать, когда им клеили накладные ресницы или укладывали волосы. А самые маленькие порой плакали на сцене во время конкурса

«Это дорогой спорт»

Несмотря на сложную и часто некомфортную для ребенка подготовку к конкурсу красоты, некоторые из детей уверяли, что им очень нравятся такие мероприятия. «Я люблю конкурсы красоты, потому что для них тебе нужно быть идеальной. А я обожаю быть идеальной», — отмечала, например, 10-летняя Мэдисон.

Однако часто в участии ребенка в конкурсах красоты были заинтересованы именно матери, особенно в случаях с самыми маленькими конкурсантками. Некоторые женщины даже говорили об этом открыто. Мать маленькой Пэйзли, чье выступление в образе из «Красотки» вызвало скандал, признавалась, что постоянное участие дочери в конкурсах красоты — это ее хобби, а не ребенка. По словам другой женщины, она и сама до конца не уверена, нравятся ли ее двухлетней дочке конкурсы красоты, поскольку ребенок еще толком не умеет говорить.

Когда я узнала, что беременна девочкой, я сразу же начала искать платья для конкурсов красоты и информацию о конкурсах, которые должны были состояться вскоре после ее рождения. Мы всегда знали, что она будет участвовать в конкурах красоты Лана мать звезды «Коронованных деток» Беллы

Еще одна мать и вовсе заявила, что завела детей для того, чтобы они участвовали в конкурсах красоты. По словам женщины, узнав, что беременна сыном, она поначалу сильно расстроилась. Только потом семья выяснила, что подобные мероприятия проводят и среди мальчиков.

Хотя победа в конкурсе красоты обычно приносила денежный приз (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов), как правило, матерей в «Коронованных детках» было сложно упрекнуть в материальной заинтересованности. Напротив, многим экстравагантное хобби било по карману: женщины рассказывали, что на подготовку к одному мероприятию может уйти больше тысячи долларов. Некоторые матери платили от тысячи долларов и больше только за одно платье для девочки. По признанию одной из матерей, она потратила на все конкурсы красоты с участием свой четырехлетней дочери около 70 тысяч долларов (по текущему курсу — 6,4 миллиона рублей).

Это дорогой спорт. Здесь лучше не экономить: если ваш ребенок проиграет, это подорвет его уверенность в себе Джиллиан мать звезды «Коронованных деток» Оливии

Многие матери объясняли готовность жертвовать деньгами и временем тем, что им попросту нравятся конкурсы красоты. Кто-то даже отмечал, что такие состязания вызывают зависимость. Другие апеллировали к тому, что в юности и сами участвовали в таких состязаниях. А некоторые женщины уверяли, что подобный опыт поможет их детям развить качества, которые будут полезны им в будущем, например, уверенность в себе и отсутствие страха выступлений.

Правда, как отмечали зрители, уверенности в себе у некоторых конкурсантов и конкурсанток было с избытком. В комментариях под отрывками из выпусков они называли маленьких звезд реалити-шоу капризными и избалованными. Впрочем, порой в «Коронованных детках» на незрелом поведении попадались и родители. Взрослые могли устроить перепалку друг с другом или организаторами конкурса, а также впасть в истерику из-за проигрыша ребенка.

«Девочек эксплуатируют по всем фронтам»

«Коронованные детки» до сих пор попадают привлекают внимание зарубежных и российских YouTube-блогеров. «Высшая точка мерзости», «Худший пример реалити-телевидения», «Самое жестокое детское шоу»,— гласят заголовки роликов с обзорами передачи. 

Программу активно критиковали на протяжении всего существования с 2009 по 2013 год, а также в 2016 году, когда вышло ее продолжение. «Как по мне, это отвратительно», «Я даже рекламу этого шоу не могу смотреть, мне от нее тошно», «Матери и отцы, которые делают это со своими детьми, несчастные, ненормальные и глупые люди», — ругали «Коронованных деток» пользователи сети. В первый же год трансляции передачи они начали создавать в соцсетях группы, в которых требовали закрыть программу.

В блогах и СМИ родителей юных королев и королей красоты обвиняли в том, что они подвергают детей сексуализации, а также эксплуатируют их и внушают им нездоровые представления о собственной внешности. «Мы годами видели, как взрослую сексуальность недопустимо и агрессивно навязывают невинным детям, но сегодня дети подвергаются сексуализации все в более юном возрасте», — писала в колонке для CNN представитель Родительского телевизионного совета Мелисса Хенсон. Она заявила, что TLC должно быть стыдно за продажу такого контента.

Этих бедных девочек эксплуатируют по всем фронтам на глазах у миллионной национальной аудитории (да, включая педофилов). В самом нежном возрасте им говорят, что надо показывать как можно больше голого тела, соблазнительно двигаться и сидеть на диетах Айви Деджизес журналистка

Критически о «Коронованных детках» и конкурсах красоты высказывались и психологи — например, семейный психотерапевт Терри Риал предупреждал, что подобные состязания могут внушить детям идею, что они ценны и любимы только когда чего-то достигают или же когда они красивы.

Такие конкурсы также могут приводить к расстройствам пищевого поведения, добавлял психоаналитик Аллан Шварц. «Детские конкурсы красоты подчеркивают важность образа "куклы Барби" — именно так и должна выглядеть королева красоты. Но проблема в том, что человек не может так выглядеть», — пояснял он.

Другая проблема конкурсов красоты заключается в том, что они учат ребенка воспринимать себя и окружающих через призму оценки внешнего вида, отметила в беседе с «Лентой.ру» клинический психолог Светлана Дорохина. По ее мнению, именно это последствие участия в детских конкурсах красоты наиболее сложно исправить.

Похожие проблемы могут возникнуть и у детей, которые смотрят подобные телешоу. Они могут начать воспринимать и оценивать людей по внешности, как это делают в передаче. Кроме того, дети могут сравнивать себя с королевами красоты, из-за чего будет страдать их самооценка

Дорохина также раскритиковала родителей, которые заставляют детей проходить через различные бьюти-процедуры. «Это своеобразное насилие над личностью, которая не давала осознанного согласия на это», — пояснила психолог.

К тому же главная причина, по которой родители приводят детей на такие конкурсы — это незакрытые потребности и нездоровое желание доказать себе или другим, что их дитя самое красивое. Получают через ребенка то внимание, которое хотели бы получить сами (конечно, бессознательно). То есть тут нет изначально здорового желания от ребенка Светлана Дорохина клинический психолог

Психолог Екатерина Каталина также предупредила, что стремление родителей исполнить собственную месту за счет детей может травмировать ребенка и ухудшать отношения в семье. Кроме того, детям, которых заставляют участвовать в конкурсах красоты, приходится постоянно следить за тем, как они выглядят.

«Красота становится как бы центром жизни, и, в случае, например, набора веса или появления прыщей на лице в подростковом возрасте, участники конкурсов красоты могут переживать серьезный кризис», — рассказала психолог.

Другим недостатком участия детей в конкурсах красоты Каталина назвала формирование неадекватной самооценки. По ее словам, дети, достигающие успехов на этом поприще, могут проявлять нарциссическое поведение, в то время как те, у кого достичь высот не получается — чувствовать себя неудачниками.

«Это нечто особенное»

Однако никакие возмущения не смогли остановить «Коронованных деток». Шоу продолжало выходить и было весьма популярно: на пике интереса к нему каждая серия набирала более двух миллионов просмотров. Некоторые зрители признавались, что просмотр этого реалити-шоу для них является чем-то вроде «постыдного удовольствия» (guilty pleasure).

При этом у передачи были и сторонники. Например, победительница конкурса «Мисс Америка» в 2013 году Мэллори Хэган уверяла, что любит «Коронованных деток» и не считает детские конкурсы красоты вредными. «Думаю, хобби есть хобби. Если ребенок хочет этим заниматься, это его право. Я в детстве обожала участвовать в конкурсах красоты», — говорила Хэган.

TLC даже запустил несколько спин-офф шоу, самый успешный из которых — «А вот и Милашка Бу Бу» (Here comes Honey Boo Boo). Новое реалити-шоу рассказывало о жизни, пожалуй, самой харизматичной юной звезды «Коронованных деток» — эксцентричной и своевольной Аланы Томпсон и членах ее семьи, открыто называющих себя деревенщинами

По скандальной репутации «А вот и Милашка Бу Бу» практически перегнала своего прародителя. Ее критиковали за вульгарность, демонстрацию неоднозначных методов воспитания и пропаганду жизни так называемого белого отребья (white trash) — так в США обычно называют малообразованных белых людей. Спустя два года шоу закрыли из-за того, что мать Томпсон начала отношения с мужчиной, осужденным за сексуальные домогательства к детям.

Тем не менее члены семьи Томпсон стали звездами соцсетей. Впоследствии они снимались в других реалити-шоу и регулярно попадали в СМИ. На повзрослевшую Алану Томпсон в Instagram (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) сегодня подписано более миллиона пользователей. Девушка признавалась, что ей не нравится, что ее до сих пор ассоциируют с ребенком из реалити-шоу, но добавила, что хорошо зарабатывает благодаря телевизионному прошлому.

Некоторые из бывших юных звезд программы также хорошо отзывались о шоу и своем участии в детских конкурсах красоты. Так, звезда «Коронованных деток» Джиаванна Лайерли заверила, что шоу вдохновило ее создать собственную линейку средств по уходу за волосами. «Думаю, это нечто особенное — тот факт, что у меня есть такая вот временная капсула, показывающая, как я участвовала в конкурсах красоты», — уверяла другая экс-участница программы Лиана Пирралия.

С тем, что детские конкурсы красоты иногда могут оказывать и положительное влияние на ребенка, согласны и опрошенные «Лентой.ру» психологи. Например, Екатерина Каталина указала, что работающие с детьми специалисты учат юных конкурсантов самопрезентации, коммуникабельности и стрессоустойчивости

Кроме того, состязания могут повышать целеустремленность и развивать умение ставить перед собой реально осуществимые задачи. «При грамотном подходе организаторов и педагогов дети учатся спокойно принимать неудачи и ошибки, уважать соперников, понимать, что нужно изменить в себе и своем отношении к проекту, чтобы достичь успеха», — добавила Каталина.

Такие шоу могут научить детей трудиться, ухаживать за собой, правильно вести себя на сцене, понимать, что высокий результат не дается без усилий, полагает доцент Московского городского педагогического университета, психолог Лариса Овчаренко.

Однако специалистка предупредила, что положительный эффект может быть только в том случае, если проект организован правильно: дети работают с психологом, а продюсеры понимают все возрастные особенности конкурсантов.

Если этого нет, у детей в будущем пострадает личностное развитие из-за того, что они будут очень однобоко развиваться и воспринимать мир. Когда они перестают получать то внимание, к которому привыкли в детстве, этот вакуум начинает их разрушать: то же самое мы видим и у молодых звезд-спортсменов, и у юных актеров Лариса Овчаренко доцент Московского городского педагогического университета, психолог