Решить проблему кадрового голода помогут изменения в системе среднего образования

В Хабаровском крае состоялся первый выпуск специалистов по федеральному проекту "Профессионалитет" - более 150 человек окончили Губернаторский авиастроительный колледж в Комсомольске-на-Амуре. Всего же техникумы и колледжи региона выпустили в этом году 8400 молодых профессионалов. По данным регионального министерства образования и науки, более 82,2 процента выпускников колледжей и техникумов трудоустраиваются. Однако кадровый голод на рынке труда ощущается все более остро.

Решить проблему кадрового голода помогут изменения в системе среднего образования
© Российская Газета

Как направить интерес подрастающего поколения, тех, кто только выбирает будущую работу, на востребованные на Дальнем Востоке профессии, говорили участники летней школы "Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона", организованной на базе Тихоокеанского государственного университета в Хабаровске совместно с национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики".

- В России сложилась такая практика, что за профориентацию отвечает школа. Учителя должны помочь ребенку как-то сориентироваться в мире профессий. Что же такое профориентация? Мягкое подталкивание в нужную сторону, когда у ученика заранее складывается какое-то впечатление о том, куда идти, где и какие кадры сейчас нужны? Либо школа должна создать пространство проб, перебора, в котором ребенок может осознанно самоопределяться? - рассуждает профессор Высшей школы педагогики и истории ТОГУ Алла Кузнецова.

Заранее познакомить детей с абсолютно всеми профессиями, конечно, невозможно. Но можно дать представление о различных направлениях, чтобы ребята заранее знали и о преимуществах, и о сложностях работы в определенных отраслях.

- Важно, чтобы это была не разовая акция, а постоянное взаимодействие. Чтобы наши школьники могли видеть не красивые картинки под музыку про вузы, про будущее и карьерные траектории, а реалии современного производства. Могли вести разговор с его работниками и пробовать себя в рамках этой деятельности, - продолжает Алла Кузнецова. - Понятно, что одно предприятие с одной школой долго не может работать. Иначе возникает то самое подталкивание. А в седьмом-девятом классах нужен именно перебор вариантов. Ведь сам по себе подростковый возраст - это время проб.

Директор школы села Восточного Сергей Суворов считает, что знакомить детей с профессиями нужно еще раньше.

- Современная профориентация должна начинаться с пятого-шестого класса, а может быть, и раньше, чтобы дети в это поиграли. Ведь для нынешнего поколения школьников основной вид деятельности - игра. Они играют всегда, везде и во все. Поэтому им надо дать поиграть в профессию, - объясняет Суворов. - И лучше исходить из того, что есть рядом. Если это, как в Комсомольске-на-Амуре, судостроительный и авиационный заводы, давайте поиграем в завод. Если через дорогу большая краевая больница, поиграем в больницу. Попробовав так хотя бы три-четыре профессии, к старшим классам ребята подойдут с более осознанным выбором.

К этой мысли главу школы подтолкнули воспоминания о собственном детстве. Тогда, еще в советские годы, ребята занимались в учебно-производственных комбинатах, где их знакомили с рабочими профессиями: слесаря, токаря, повара…

- Из меня слесаря не получилось, но два человека из нашей группы сейчас руководят крупными техническими предприятиями. Несколько стали хорошими рабочими, - отмечает собеседник. - Поэтому я думаю, что в нынешних реалиях возврат к УПК, пусть и в других формах, будет одним из инструментов насыщения рынка труда профессионалами.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Для своих учеников директор школы уже создал возможность для "игры в профессию". Партнером проекта стал производитель овощей, который помог оборудовать учебный агрокомплекс. Для ребят оказалось неожиданным, насколько технологично такое производство.

По мнению Сергея Суворова, профессиональной подготовке в школе стоить уделить больше внимания. Ценной будет, например, возможность уже в старших классах получить какую-то специальность, обучение которой не займет много времени.

- Может быть, тракториста, комбайнера, овощевода, секретаря-машинистки или системного администратора. Чтобы у ребенка был запасной вариант после школы куда-то пойти работать. Ведь, если мы говорим о нехватке ресурсов на рынке труда, мы должны заботиться об их подготовке уже со школьной скамьи. Сейчас зачастую выпускники, не поступившие в вузы, идут работать на шиномонтажки. Но при всем уважении ко всем профессиям, в таких количествах шиномонтажки не нужны. Гораздо больше нужны квалифицированные рабочие руки, - уверен Суворов.

С тем, что пора выстраивать тесную взаимосвязь образования и бизнеса, согласен и организатор партнерства бизнес-консультантов в Хабаровске, автор книг по менеджменту Андрей Заусаев. С его точки зрения, в деле профориентации одинаково важна роль родителей, государства и работодателей. Сетевые решения обеспечивают эту связь лучше всего.

- Это поможет организовать процесс подготовки будущих молодых специалистов, то есть поколения, которое выйдет на рынок труда. Почему важна роль бизнеса? Потому что он знает, какие компетенции будут нужны ему через пять-десять лет. Но, давайте честно, способность планировать свою деятельность, иметь стратегию - это не всегда про российский бизнес и тем более не всегда про региональный, - говорит Заусаев. - А значит, и ему тоже нужно меняться. Потому что без потребителя (а в данном случае бизнес - это потребитель на рынке труда) не будут рождаться идеи о том, куда двигаться образованию, каким навыкам нужно учить. Пример школы, которая взаимодействует с агрохолдингом, отлично демонстрирует эту связь. Здесь видна и роль бизнеса, который говорит: "Ребят, технология меняется, сегодня все по-другому". И роль родителей, которые приветствуют такую форму практики для ребенка. И, конечно же, роль школы, которая не сопротивляется изменениям. Это не должно быть чем-то экстраординарным. Это должно стать нормой в ближайшие несколько лет.

А где искать рабочие руки сейчас?

- Спрос на рынке труда сильно превышает предложение. И такая ситуация продлится еще около семи-восьми лет. Это связано с "демографической ямой", которая образовалась в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Если раньше мы говорили о проблеме с квалифицированными сотрудниками, то сегодня в принципе людей на рынке труда недостает, бизнес готов брать хоть кого-то, - признает Андрей Заусаев.

В этой ситуации, по его мнению, стоит обратить внимание на подростков. И речь не только про летний труд, когда ребят трудоустраивают на время каникул. Многие готовы подрабатывать каждый день после занятий в школе.

- Это хорошее время для того, чтобы бизнес давал возможности практического использования за деньги неквалифицированной юной рабочей силы. И через такую практику дети тоже могут находить что-то интересное для себя, - уверен эксперт.

Но и здесь есть нюансы. Законодательство не запрещает, но сильно ограничивает привлечение несовершеннолетних к труду - и количеством рабочих часов, и набором специальностей. Сергей Суворов уверен: здесь тоже нужны изменения.

- Может, и дети бы хотели поработать, и предприятия малого и среднего бизнеса не против взять их. Но законы перекрывают кислород полностью. Недавно прочитал, что в Госдуме обсуждают возможность их смягчения, и я думаю, это правильно, - заявляет директор школы.