Учить других и учиться самой
Анастасия Головинова четыре года работает учителем начальных классов школы-интерната №2 Курска. В классе у неё всего четыре ученика. Все они – особенные. Анастасия обучает детей с задержкой психического развития. Недавно девушка стала одной из 30 финалисток конкурса «Первый учитель». Мы пообщались с Анастасией, поговорили о трудностях в работе, преодолении личного страха и об участии в конкурсе. – Часто говорят, что быть учителем – это призвание. Почему вы выбрали именно эту профессию? – Я окончила дефектологический факультет Курского государственного университета. При этом я всегда точно знала, что свяжу свою жизнь с образованием. Спустя год работы в школе мне предложили взять класс. И вот уже 4 года ношу гордое звание «учитель». – У ваших учеников задержка психического развития. Они видят мир по-другому? – Каждый из них – яркая индивидуальность, у каждого есть свои особенности и способности, а моя задача – их выявить и развить. Видят ли они мир по-другому? Да. При этом они гораздо добрее, чем многие из нас, и этому у них стоит поучиться. Мы часто организовываем внеклассные мероприятия с ребятами из других классов. В эти моменты все в равном положении, такая у нас атмосфера в школе. Что касается уроков, то каждый день для меня непредсказуем, ведь постоянно нужно искать способы и приёмы работы, которые не наскучат и будут всё время интересны детям. – Вы сказали о приёмах работы. Это игровые формы обучения? – Нельзя говорить о каком-то одном приёме – это всегда комплекс, направленный на адаптацию объёма и характера учебного материала. Если говорить более конкретно, это, конечно же, наглядность: различные схемы, карточки, рабочие листы. А ещё словарная работа, дополнительные вопросы, не обходится и без игр, как вы верно подметили. – Учителя проходят специальную подготовку, прежде чем начать работу с особенными детьми? – Конечно, необходимо получить специальное образование прежде, чем работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Но самое главное – желание работать в школе с любой категорией детей. Учитель не только учит, но ещё и сам постоянно учится. В нашей работе необходимо постоянное повышение квалификации, как в области психологии и педагогики, так и в области программирования и искусственного интеллекта, например. – Говорят, что хорошие учителя пропускают через себя проблемы учеников. Сталкивались с этим? – Это мой первый класс, и с ним мы прошли через многое. Проблемы тоже были, но больше приятных событий. На начальных этапах работы с трудностями помогали справиться коллеги. У нас царит свободный, открытый обмен мнениями и опытом. Было сложно наладить контакт с учениками. Наверное, это был страх. Страх не суметь ответить на вопросы детей, родителей, коллег и не оправдать статус учителя. – Вы вышли в финал конкурса «Первый учитель». Почему решили участвовать в нём? – Конкурс впервые был анонсирован в 2022 году на Всероссийском форуме классных руководителей, участником которого я являлась. Уже тогда появилось желание попробовать свои силы. В прошлом году мы с коллегами принимали участие в конкурсе, к сожалению, в финал выйти не удалось. Но нет большей неудачи, чем перестать пробовать, и вот долгожданный результат. – А в этом году вы стали одной из 30 финалисток… – Да, это так. Как только появился список финалистов, и я увидела в нём свою фамилию, проверила несколько раз, не ошиблась ли. Сразу появились эйфория и радость, затем волнение и чувство ответственности, ведь нужно будет достойно представить родной регион на финальном этапе. Теперь буду стремиться попасть в десятку лучших и пройти в финале во второй тур. – Какой этап заочного конкурса был самым сложным? – Сложным испытанием стала работа в группе в режиме видео-конференц-связи. За 40 минут с коллегами из других уголков нашей страны предстояло выявить проблему, составить презентацию для родителей, ответить на вопросы жюри. При этом в команде – педагоги, которых видишь в первый раз. В групповой работе мы выявляли особенности формирования функциональной грамотности обучающихся, а также представляли структуру родительского собрания по данной теме. Пройти этот конкурс мне помог опыт предыдущих испытаний. – Для финала вам предстоит подготовить «Открытый урок» и «Урок для родителей». Уже начали подготовку? – Пока организаторы конкурса дают нам время на отдых и восполнение своих сил, ведь хороший учитель – это отдохнувший учитель. – Можете дать совет будущим учителям, которые только планируют работать в начальных классах? – Учитель – самая интересная, увлекательная, творческая и благодарная профессия, которая открывает перед тобой целый мир возможностей. С возможностями придут трудности, но и они не должны останавливать. Помните, чтобы растить поколение счастливых детей, нужна самая малость – самому быть счастливым! СПРАВКА «КП» Всероссийский профессиональный конкурс «Первый учитель» проходит во второй раз. В этом году его участниками стали более семи тысяч учителей, в финал вышли 30 педагогов из 21 региона, в том числе из Курской области. Анастасия Головинова успешно проявила себя в заочных конкурсных испытаниях «Профессиональное тестирование», «Профпрофиль» и «Групповая работа». Теперь финалисты встретятся очно в сентябре в Екатеринбурге. Им предстоит провести «Открытый урок» и «Урок для родителей», по итогам которых жюри определит десять лауреатов конкурса. Ирина СИДОРЕНКО, Фото: пресс-служба правительства Курской области