Детей мигрантов отправят на экзамен по русскому языку
Сейчас школы имеют право проводить тестирование детей мигрантов на знание русского языка. После проверки для тех, кто не умеет говорить по-русски, организуют дополнительное обучение. Но не во всех образовательных учреждениях это практикуется. Минпросвещения предлагает сделать тестирование обязательным. Как стало известно на заседании Комитета Госдумы по делам национальностей 24 июля, такой законопроект уже разработали в ведомстве.
Неграмотных учеников приходится адаптировать
В России около десяти миллионов трудовых мигрантов, большинство приезжают вместе со своими семьями. Дети мигрантов должны ходить в школу, но многие из них не знают русский язык. В прошлом году в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности внесли изменения, дав школам возможность проводить тестирование обучающихся на уровень владения русским языком.
По словам замдиректора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Анны Тимофеевой, после проведения диагностики ребят «адаптируют», чтобы они могли освоить школьную программу. «Есть разные дети. Одни разговаривают по-русски, но не умеют читать и писать. Другие не могут разговаривать, а есть и такие, кто даже немного пишет и читает», — сказала Тимофеева. Соответственно, предусмотрено три варианта программы, по которой во внеурочное время школа может учить таких ребят русскому языку.
Пока тестирование проводят не во всех образовательных организациях, но скоро оно может стать нормой. «Мы разработали законопроект, чтобы сделать это тестирование обязательным», — сообщила Анна Тимофеева. Он прошел правовую экспертизу и будет направлен на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Выгнать или доучивать
В конце июня законопроект об обязательном тестировании детей мигрантов перед первым классом внесли депутаты ЛДПР. «Миллионы иностранцев едут на заработки в Россию, затем перевозят свои семьи, которые ни слова не понимают по-русски. И когда дело доходит до того, чтобы отдать ребенка в государственную школу, ни у кого не возникает вопроса, а как этот ребенок собирается учиться? Здесь нужен жесткий контроль», — считает лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Он уверен, что родители должны учить детей базовому русскому языку, а в противном случае — отправлять детей учиться на родину.
Глава Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина в интервью «Парламентской газете» отметила, что, когда мигранты отправляют в школу детей, не знающих русский язык, от этого страдают другие ученики и педагоги. Часто у учителей физически нет времени заниматься с приезжими дополнительно. «Дети мигрантов имеют право учиться вместе со всеми, но надо ввести ответственность родителей за знание детьми языка», — сказала Останина.
В Минпросвещения считают, что успешное прохождение тестирования по русскому языку не должно быть условием приема детей в школу. Не допустить их к учебе образовательные организации не могут, так как это противоречит Конституции. Иностранные граждане имеют равные права с россиянами на получение начального или среднего образования в государственных школах, за исключением случаев, когда там нет свободных мест.
Как отслеживают конфликты
На заседании Комитета Госдумы по делам национальностей обсудили ежегодный Доклад о реализации государственной национальной политики. По словам замруководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислава Бедкина, идет мониторинг ситуации в этой сфере. В прошлом году отследили около 7 миллионов сообщений из разных источников, выявили 28 тысяч негативных информационных поводов. Больше половины негативного контента идет из-за рубежа и связано с антироссийской пропагандой. «Своевременное выявление очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности и оперативный обмен информацией с регионами позволили предотвратить эскалацию около двухсот конфликтных ситуаций», — сказал Бедкин. После мониторинга возбудили уголовные дела в отношении 150 человек, более 350 привлечены к уголовной ответственности.
В госдокладе перечислили мероприятия, направленные на межнациональное взаимодействие, сохранение коренных малочисленных народов, изучение русского языка и родных языков.
Комментируя доклад, первый зампред Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов отметил, что в этом документе хотелось бы видеть больше конкретики, в том числе и идеи совершенствования законодательства. Член Комитета по делам национальностей Геннадий Семигин подчеркнул, что нужен не только мониторинг, но и четкая система упреждения конфликтов на почве межнациональной розни. Также он уверен в необходимости разработки и принятия закона об основных направлениях национальной политики.