Что делать, если не получил школьный аттестат

Российские школы начали оценивать по-новому. Этого требует аккредитационный мониторинг системы образования, который начали проводить с 2023 года вместо прежней процедуры аккредитации. Некоторые цифры в отчете, опубликованном на сайте Минобрнауки 15 июля, выглядят шокирующими. Что они значат на самом деле, разбиралась «Парламентская газета».

Что делать, если не получил школьный аттестат
© Парламентская газета

Мониторинг вместо аккредитации

С 1 марта 2022 года действуют новые правила аккредитации учебных заведений. Сама аккредитация стала бессрочной, но школы, колледжи и вузы обязали не менее одного раза в три года проводить аккредитационный мониторинг.

Данные для первого мониторинга школ собирали с более чем 39 тысяч учебных заведений с сентября по декабрь 2023 года. Критерии были разными для начальной, основной и средней школ. В первых обращали внимание на наличие электронной образовательной среды, долю педагогов с первой или высшей категорией или имеющих ученое звание, а также участие учеников в оценочных мероприятиях.

В мониторинг для общего и среднего общего образования добавили еще два критерия:

доля выпускников, не набравших минимальное количество баллов по обязательным предметам на Государственной итоговой аттестации. Если таких оказалось до 5 процентов, ставили максимальные 10 баллов, за 5—9 процентов ставили 5 баллов, а за 10 и больше процентов давали ноль. доля выпускников, получивших допуск к ГИА по программе основного общего образования без учета повторного прохождения итогового собеседования по русскому языку или ликвидации академической задолженности. Если допуск получили 90 и более процентов, ставили 10 баллов, за 80—89 процентов — 5 баллов, а за менее 80 процентов — ноль.

Так читаем, так не читаем

В аналитическом отчете по итогам мониторинга, размещенном на сайте Минобрнауки, сказано, что в средней и старшей школе «наиболее трудновыполнимыми стали показатели, связанные с результатами ГИА». «При этом наибольшая доля выпускников, не набравших минимального количества баллов по обязательным учебным предметам при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательной программе основного общего образования, выявлена по основным образовательным программам среднего общего образования и составляет 17,6 процента выпускников 11 классов», — отмечается в документе.

Но это не значит, что почти каждый шестой одиннадцатиклассник не закончил школу, разъяснили «Парламентской газете», как читать отчет, в Рособрнадзоре. «Данный показатель не выполняется у 17,6 процента образовательных программ среднего общего образования. Это означает, что 5 процентов и более выпускников данных образовательных программ не набрали минимального количества баллов по русскому языку и математике. При этом в каждой школе это значение — свое», — пояснила директор Росаккредагентсва Наталья Алтыникова.

То же касается и показателя «Доля выпускников, получивших допуск к государственной итоговой аттестации…», сказала она: «Анализ результатов аккредитационного мониторинга показал, что по 5 процентам образовательных программ основного общего образования (9 классов) и по 6 процентам образовательных программ среднего общего образования (11 классов) к ГИА допущено менее 90 процентов обучающихся».

Сколько реальных двоечников в стране

В целом полученные показатели, как написано в отчете, не находятся в установленных границах зоны риска, отметил советник президента «Деловой России» по вопросам образования Виталий Сурвилло, который ранее был главой наблюдательного совета при Минпросвещения. «Вместе с тем показатели результатов обучения сводятся к вопросу, выполнила ли образовательная организация показатели по числу учащихся, не набравших минимального количества баллов и не допущенных к ГИА. И это предопределяет вектор работы учителя — подготовку учащегося к ГИА, — пояснил эксперт. — В этом контексте ФГОСы остаются красивой декларацией провозглашенных целей и результатов обучения, достаточно оторванной от того набора заданий, которые возможно предложить в ходе письменной ГИА».

Если говорить о реальных двоечниках, то в 2023 году 34 517 человек из 1 549 307, допущенных к ГИА-9, получили неудовлетворительные результаты, то есть аттестат не получили менее трех процентов, сообщила «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. «Что же касается результатов ГИА-11, то в 2023 году неудовлетворительные результаты были у 6477 человек из 612 418 допущенных», — добавила депутат. Это — около одного процента.

Сколько школьников не сдали ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году, станет известно только осенью, когда подведут итоги дополнительных экзаменов, которые начнутся в сентябре, напомнила депутат.

В колледж, а то и вуз

О перспективах школьников, оставшихся без аттестата, «Парламентской газете» рассказала член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова: «Непрошедший ГИА может продолжить получение образования, оставшись на повторное обучение, продолжить образование в семейной форме или перейти к освоению программ профессионального обучения в образовательных организациях СПО».

В первом и втором случаях учеников могут допустить к пересдаче итоговых экзаменов не ранее, чем через год, отметила депутат. А поступить в колледж без аттестата, по идее, нельзя, сказала Тутова: «Впрочем, некоторые регионы указывают, что ряд колледжей и техникумов все же принимает учеников со справкой. Так дело обстоит, например, в Вологодской области. Но получать образование ученик будет платно».

По словам депутата, это прецедент, который показывает, что получить диплом ссуза со справкой об окончании школы все-таки можно, «хотя и неясно, каким образом». «Узнать наверняка, есть ли в вашем регионе такая опция, можно только в приемной комиссии конкретного учреждения или местном департаменте образования», — порекомендовала Тутова.

У одиннадцатиклассников возможности куда шире, ведь у них на руках уже есть аттестат за девятый класс, отметила парламентарий, что дает право поступить в училище или колледж.

«Кроме того, в России действует программа непрерывного образования. Она предполагает легкий переход ученика в вуз, с которым колледж или связан структурно, или совпадает по изучаемым направлениям. Тогда выпускнику ссуза достаточно пройти вступительные испытания в институте или университете», — сказала Лариса Тутова. Но пересдать ЕГЭ придется, если после ссуза выпускник захочет сменить специальность.