Мотивация, цель, успех: как руководители столичных школьных спортивных клубов воспитывают победителей

Мотивация, цель, успех: как руководители столичных школьных спортивных клубов воспитывают победителей
© Вечерняя Москва

В честь Дня физкультурника преподаватели рассказывают, как правильно выстроить работу с воспитанниками, чтобы они достигали побед.

Сегодня во всех столичных школах и колледжах действуют спортивные клубы. Во многом они не уступают профессиональным: у каждого — специально разработанная форма и атрибутика, страницы в соцсетях и преданные болельщики, тренировки и турниры.

Юным спортсменам есть чем похвастаться. Так, в активе клуба «Эволюция» школы № 2127 — победа на Президентских состязаниях и первое место в финале Всероссийских соревнований по волейболу «Серебряный мяч». В 2023/24 учебном году клуб третий раз подряд стал лучшим спортивным клубом среди столичных образовательных организаций.

Спортивный клуб «Звезда» школы № 1474 финишировал на втором месте. Его участники — победители и призеры межрайонных и городских соревнований. А на счету воспитанников клуба «Лев» школы № 1363 — медали школьных спортивных лиг по футболу, мини-футболу, гандболу, баскетболу и волейболу.

Возглавляют спортивные клубы по-настоящему увлеченные люди. У многих за плечами профессиональный спортивный опыт. Так, Ринат Деушев, руководитель клуба «Эволюция», — футбольный арбитр международного класса. Алексей Гусаров — чемпион Европы по футзалу, одной из разновидностей футбола. Травма не позволила ему продолжить спортивную карьеру, и он реализовал другую мечту: стал учителем физической культуры, а затем руководителем клуба «Лев». Глава клуба «Звезда» Алексей Данилкин с юности увлекается гандболом и участвует в турнирах разного уровня.

Специалисты уверены, что хорошая физическая форма необходима при работе с детьми, ведь личный пример — отличный мотиватор. Однако, помимо этого, руководитель клуба должен обладать рядом других качеств. Алексей Гусаров делает упор на стрессоустойчивость и коммуникабельность. Из характеристик, необходимых современному учителю физкультуры, можно выделить и умение выстраивать диалог с подростками, высокую ответственность, доброжелательность и умение идти на контакт с родителями, объясняет он.

По мнению Алексея Данилкина, важны педагогический такт, уравновешенность, предприимчивость, оптимизм и стремление совершенствоваться в профессии.

Детей, которые становятся хорошими спортсменами, тоже отличают определенные качества. Прежде всего — желание развиваться.

— Спорт — это постоянные тренировки и соревнования, в которых проявляются характер и терпение воспитанника. Видно, насколько он готов бороться и стремиться к цели, — рассказывает Ринат Деушев.

Все специалисты сходятся в том, что главное в работе с детьми — мотивация.

— При этом обращать внимание нужно на каждого. В противном случае одни будут думать, что тренер их игнорирует, а другие — что он к ним придирается, — объясняет руководитель клуба «Звезда».

Во время занятий важно использовать элементы спортивных игр, организовывать тематические беседы и походы, посещать с воспитанниками различные мероприятия. Так создается атмосфера взаимного уважения и доверия, которая позволит детям развивать качества, необходимые для успеха в спорте и в жизни.

Важная часть деятельности тренера — подготовка к соревнованиям. Необходимо работать со всей командой: разбирать сильные и слабые стороны соперника, подбадривать или напоминать об осторожности.

— Все соперники разные, поэтому и подход к каждому соревнованию разный. Где-то просто говоришь детям, что они самые сильные, а иногда объясняешь, что сегодня нужно рисковать и не боятся ошибиться, — рассказывает Ринат Деушев.

Не менее важна индивидуальная работа с игроками — бывает нужно помочь им справиться с неуверенностью.

— Я понимаю, что каждый ребенок уникален и может нуждаться в разной степени мотивации. Поэтому беседую с детьми, чтобы понять их опасения и цели, — объясняет Алексей Данилкин.

Подобрать ключ можно к любому воспитаннику. Для этого нужно сфокусироваться на его интересах, объяснить, помочь и направить. Алексей Гусаров уверен, что даже незначительные данные можно развить при должной работе, правильной постановке цели. Однако поражения, как и победы, — неизбежные этапы любого пути. Задача тренера — помочь справиться с ними, подвести детей к нужным выводам, сделать так, чтобы они не потеряли мотивацию.

— Мы всегда проводим работу над ошибками, разбираем игры по видеозаписям, смотрим, где ребята недоработали, где что-то стоит улучшить. В дальнейшем настраиваемся на позитивные эмоции и победы, — рассказывает Алексей Гусаров.

Ринат Деушев согласен, что позитивный настрой в таких ситуациях необходим. Ведь поражения помогают выявить слабые места, выбрать верную стратегию и в конечном итоге стать сильнее.

Так как же воспитать чемпиона? Парадоксально, но прежде всего нужно помнить о том, что главное в спорте — не победа, а участие. Именно такой подход позволит ребенку сосредоточиться на совершенствовании техники. Это приведет к лучшим результатам.

Алексей Данилкин советует учитывать такие факторы, как особенности организма и характер воспитанника. Важно следить за питанием. И, конечно, ничего не получится без увлеченности ребенка.

— Наши ребята на тренировки приходят с радостью, без этого невозможно добиваться полной отдачи на занятиях, которые порой бывают достаточно тяжелыми. Ну и, разумеется, очень важно воспитание командного духа будущего победителя!, — подытоживает Ринат Деушев.

Программы дополнительного образования развивают у школьников творческое и критическое мышление и формируют у них навыки, которые пригодятся им в будущей профессии. Мероприятия, проходящие в рамках дополнительного образования, вносят вклад в проекты «Успех каждого ребенка» и «Современное образование» национального проекта «Образование».