Адаптация в детском саду: как проходит для ребенка, какие проблемы бывают, как родители могут помочь
6,5 миллиона детей в России получают дошкольное образование в 2024 году. Детский сад — новый этап в жизни ребенка, перемены могут пугать и тревожить как самих детей, так и родителей. Приходится переживать адаптацию, которая всем дается по-разному. Одни дети за несколько дней привыкают к новому расписанию и посторонним людям, для других этот процесс может растянуться на месяцы и стать проблемным. «Лента.ру» рассказывает, как проходит адаптация ребенка в саду, что на нее влияет, как родители могут помочь приспособиться к новым условиям и как понять, что возникли проблемы.
Как проходит адаптация к детскому саду
Каждый ребенок в России отпуск по уходу за ребенком. Это важное событие в жизни всей семьи: ребенок каждый день переживает расставание с родителями и на несколько часов остается с посторонними людьми. И к этому нужно привыкнуть.
Адаптация ребенка к детскому саду проявляется в двух формах:
Физическая адаптация — организм ребенка привыкает к новому режиму дня, еде, физическим нагрузкам. Психологическая адаптация связана с тем, что ребенок находится в детсаду без родителей, и для него это новый опыт. Сюда же относится адаптация к правилам, которые могут отличаться от домашних. Например — делить общие игрушки, молчать на занятиях, не брать предметы без спроса. Нужно привыкнуть и к новым людям — сверстниками и взрослым, а также правилам общения с ними.
«На все перечисленное ребенок тратит много физической и психической энергии, в результате чего может наблюдаться усталость, тревожность, раздражительность, плохое настроение, нарушение сна, ослабление иммунитета, нарушение аппетита. Все эти симптомы характерны для процесса адаптации и не являются предикторами каких-либо проблем у ребенка, при условии их постепенного снижения (необязательно исчезновения) в первый месяц. При этом дети могут проходить адаптацию без какой-либо негативной симптоматики», — рассказала «Ленте.ру» психолог платформы корпоративного благополучия «Понимаю» Екатерина Дианова.
Сколько длится адаптация и что на нее влияет
Адаптация к детскому саду занимает от одного до шести месяцев, считает Екатерина Дианова. Причем уже в первый месяц должны быть заметны изменения к лучшему и признаки того, что ребенок привыкает.
С таким сроком согласна клинический психолог детской клиники «Фэнтези» Мария Макухина. «Адаптация ребенка к детскому саду может занимать до шести месяцев — но это относится, скорее, к сложным случаям. Легкая адаптация обычно происходит в течение месяца, но только при условии постоянного, систематического посещения детского сада. Если ребенок приходит в сад, например, только два раза в неделю, адаптация может растянуться на очень долгое время», — объяснила она в разговоре с «Лентой.ру».
По ее словам, адаптацию можно считать пройденной, когда ситуация похода в детский сад перестает вызывать у ребенка значимые физиологические и эмоциональные реакции.
На продолжительность этого срока также могут повлиять:
Отношения в семье. Чем более теплые и доверительные отношения между ребенком и родителями, тем быстрее пройдет адаптация. Границы семьи. Дольше привыкание продлится для детей из семей с так называемыми закрытыми границами. Это значит, что в семье у них мало социальных контактов, они редко выбираются из дома — в гости или на какие-то мероприятия. Социальная обстановка в детском саду для такого ребенка станет эмоционально затратной. Здоровье. Если ребенок часто болеет, ему придется пропускать сад. И каждый раз, когда он будет возвращаться после болезни, процесс адаптации придется начинать едва ли не заново. Такому ребенку сложно будет привыкнуть к новому режиму и физическим нагрузкам. Возраст. Оптимальный возраст ребенка для того, чтобы отдать его сад, — это 3-4 года, считает Екатерина Дианова. Дети младше сильно привязаны к родителям, так что пережить разлуку им труднее. А ребенок старшего (5-6 лет) или подготовительного (6-7 лет) возраста уже привык к домашней рутине, у него сложилось расписание, из-за которого ему будет сложнее подстроиться под условия детского сада. Навыки и умения. Ребенку в период адаптации к детскому саду будет проще, если у него уже есть навыки самообслуживания — например, если он умеет мыть руки, обуваться, ходить в туалет, самостоятельно есть. Сюда же относится то, занимались ли с ребенком развивающими занятиями до детсада: когнитивные навыки в соответствии с возрастом помогут адаптироваться к новым правилам, инструкциям и занятиям.
«Количество детей в группе также может оказать влияние на скорость адаптации. Некоторым детям спокойнее в окружении небольшого количества сверстников, в более тихой, спокойной обстановке. Кроме того, чем меньше в группе детей, тем больше возможности у воспитателя уделить внимание каждому ребенку», — добавила Екатерина Дианова.
Как влияет характер ребенка
В зависимости от темперамента и свойств характера, которые с ним обычно связывают, ребенку может быть проще или сложнее адаптироваться к детскому саду. По словам Екатерины Диановой, легче всего будет сангвиникам — контактные, активные, быстро включающиеся в деятельность, они легче привыкают к новой среде. А вот импульсивные, взрывные, конфликтные дети, которых можно отнести к холерикам, труднее приспособятся к новым правилам и социуму.
Флегматики менее эмоциональны и активны. Эти качества могут сработать по-разному: как помочь — если возникнут конфликты, ребенок будет к ним менее восприимчивым, — так и помешать — будет труднее включаться в какие-то процессы, менять привычную рутину.
Меланхолики будут адаптироваться тяжелее всех. Обычно это восприимчивые, ранимые и чувствительными дети, которым нужна будет большая поддержка взрослых.
Как помочь ребенку с адаптацией
Заранее рассказать о детском саде
Родители могут облегчить этот процесс, если заранее подготовят ребенка в переменам. Начинать лучше за два-три месяца. Чем больше ребенок знает о том, что его ждет в новом месте, тем лучше. Главное — сделать это в позитивном ключе.
Нужно рассказать о том, как все устроено в саду, чем ребенок будет заниматься, во что играть, чему учиться
Например, родители могут рассказать о своем опыте в саду, показать фотографии, поделиться яркими воспоминаниями и научить играм, которые были в ходу в их время.
Играть и читать книги
Хороший способ — поиграть в детский сад, чтобы ребенок смог примерить на себя новую роль в комфортной обстановке.
Нейропедагог, консультант по дошкольному образованию Мария Тодорова в разговоре с «Лентой.ру» посоветовала читать с ребенком сказки о детсадах. «Лучше это делать вечером перед сном. Примеры: "Конни и детский сад", "Лисенок идет в детский сад". Примеров подобных книг очень много, но каждому родителю желательно выбрать именно ту книгу, которая полностью отвечает его ценностям. И которая отражает ситуацию в детском саду ровно в том виде, как хочет подать ее родитель. Для этого я советую заранее ознакомиться с содержанием книги, прежде чем читать ее вместе с ребенком», — рассказала она.
Подстроиться под новый режим
Уже дома можно понемногу приучать ребенка к новому расписанию. Например, просыпаться раньше. А также подстроиться под режим сада — есть, спать, гулять и играть в одно и то же время.
Познакомиться с детсадом и воспитателями
Если есть возможность, стоит познакомить ребенка с воспитателями и нянями. Сделать эту лучше заранее, в спокойной обстановке, вместе с родителем или другим значимым для ребенка взрослым. Причем позднее, уже дома, нужно напоминать ребенку об этом опыте: «Помнишь, мы с тобой встречались с тетей Олей? Она тебе понравилась? Хочешь с ней поиграть?» Если ребенок заранее привыкнет к появлению нового взрослого в жизни, тем спокойнее для него пройдут первые дни в саду и тем быстрее он наладит контакт с воспитателями.
«Также ребенку хорошо бы ознакомиться с тем помещением, где он будет проводить впоследствии много времени. Чтобы это все не стало сюрпризом в первый день. Тем более что в первый день посещения детского сада присутствуют другие факторы, которые влияют на ребенка — плачущие незнакомые дети и так далее», — добавила Мария Тодорова.
Обучить ребенка самообслуживанию
Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и самостоятельным, если в каких-то делах сможет позаботиться о себе сам. Например, пообедать, сходить в туалет или переодеться без помощи воспитателя.
Развивать навыки общения
«Ходить на разные кружки, праздники, игровые площадки. Учить ребенка общаться — делиться, уступать, сочувствовать, помогать, предлагать игры, поддерживать игры, играть в коллективе», — посоветовала Екатерина Дианова.
Показать ребенку свою уверенность
Дети копируют настроение взрослых, и если мама или папа будут сильно переживать из-за предстоящего события, то волнение передастся и ребенку. Важно показать, что вы спокойны, уверены и позитивно настроены к происходящим переменам, что считаете их хорошими. Не нужно тревожиться и суетиться. Если адаптация пойдет с проблемами, будет ошибкой показывать ребенку, как сильно вы из-за этого расстроены.
Не оставлять в саду сразу надолго
Привыкание ребенка к детскому саду происходит постепенно. Стоит сначала оставлять ребенка на один час (а может, и меньше, в зависимости от его состояния) и постепенно увеличивать это время. Лучше быть в контакте с воспитателем в течение дня, узнавать у него о состоянии ребенка и совместно решать, готов ли он остаться подольше, на дневной сон или до ужина.
Но при этом будьте честны и не пытайтесь манипулировать. Нельзя обещать, что вы заберете ребенка до обеда, а приходить вечером. В таких ситуациях у детей возникает чувство незащищенности, а их отношение к детскому саду становится только хуже.
Общаться с ребенком
Вечером старайтесь разговаривать о том, как у ребенка прошел день, чем он занимался, в каком был настроении, как себя чувствовал, с кем познакомился, что ему запомнилось, понравилось и нет.
Будьте рядом физически и эмоционально
Если что-то пошло не так, не пытайтесь критиковать или переубеждать ребенка — например, говорить, что это ерунда и он зря переживает. Лучше попробуйте вместе с ним придумать решение или просто посочувствуйте.
Оградить ребенка от стресса
«В идеале адаптация к детскому саду должна быть единственной адаптацией, которую в данный момент проходит ребенок. Если планируется переезд, прибавление в семействе, выход мамы на работу или другие глобальные изменения, для ребенка это будет дополнительным стрессом, и адаптация к детскому саду пройдет тяжелее. Лучше разнести эти события во времени», — считает Мария Макухина.
Какие проблемы могут возникать у детей
Признаки в поведении ребенка, которые указывают, что процесс адаптации проходит с проблемами:
Ребенок отказывается идти в сад и плачет. Сложно переносит расставание с мамой и папой. Закрытость: не играет с другими детьми, проводит время в одиночестве, отказывается гулять и участвовать в общих активностях. Агрессивность, отказ выполнять требования воспитателей. Тревога и усталость, по вечерам после сада ребенок раздражительный и в плохом настроении. Плохой сон. Пропал аппетит. Истерики. Обострение болезней.
По словам Марии Макухиной, проблемы возникают в связи с изменением режима и воспитателем, к которому сложно привыкнуть. Зачастую дети не могут уснуть в тихий час. В таких случаях стоит договориться с воспитателем, чтобы ребенок мог, например, тихо поиграть или просто полежать без сна.
«Проблема может возникнуть из-за неумения делиться своими игрушками и играть по правилам. Стоит поощрять моменты, когда ребенок делится с другими, но не заставлять или называть жадиной. То есть важно соблюдать его личные границы, оставляя ему возможность не делиться, если он не хочет, но подчеркивать, что делиться — это здорово и интересно», — добавила Мария Макухина.
Также могут возникать психосоматические проблемы, особенно когда ребенок заметит взаимосвязь: «болею — не хожу в детский сад — остаюсь с мамой». Это не критично и можно поправить в процессе адаптации
«Если за месяц вы не наблюдали ни одного позитивного сдвига или симптомы стали усиливаться, это повод для того, чтобы обратиться к детскому психологу. Лучше всего в том саду, куда вы ходите, потому как у психолога будет возможность наблюдать непосредственно сам процесс адаптации и своевременно помогать», — посоветовала Екатерина Дианова.
А если и после занятий с психологом не будет изменений, можно взять паузу и подождать еще некоторое время. Иногда дети 2-3 лет психологически не готовы к саду, и решение одно — просто подождать, пока они подрастут. В это время можно поработать над причинами проблем, которые могут быть связаны как с физическим здоровьем ребенка, так и с психологическими трудностями.
Что делать, когда ребенка обижают: совет психолога
Если другие дети в саду обижают ребенка, важно быть на его стороне, разбираться в ситуации. Стоит обсудить с воспитателем, почему произошел конфликт и как его можно мирно разрешить. Важно научить ребенка защищать себя: не давать сдачи, а объяснять свою позицию словами, говорить «нет», «стоп», «со мной так нельзя» и обращаться к взрослому — воспитателю — за защитой. И нужно обсуждать ситуацию с ребенком: почему это произошло, как можно было избежать конфликта. Если ребенок сам обижает других детей, с ним тоже нужно это обсудить. Безоценочно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо: драться и обзываться не принято. Лучше избегать эмоциональных высказываний: «Какой ужас!», «Как ты мог?» Нужно разобраться, что случилось, почему ребенок захотел так поступить, как можно поступить в следующий раз в похожей ситуации, спросить, что, по его мнению, чувствует другой ребенок, — это будет способствовать развитию эмоционального интеллекта. Мария Макухина клинический психолог
Нужна ли адаптация родителям
Родителям редко нужна адаптация, и главное в этот период — адаптация ребенка, считает Мария Макухина. Но иногда и родителям требуется привыкнуть к новым условиям. Прежде всего нужно четко сформулировать для себя, зачем отдали ребенка в детский сад.
«Ситуация, когда родители толком не знают, зачем ребенку нужен детский сад, и отдают его туда из общих соображений: для социализации или потому, что все ходят в детский сад, или потому, что хочется отдохнуть от ребенка, — ведет к тому, что у родителей появляются сомнения и тревоги», — отметила психолог.
Часто ребенка отдают в детсад потому, что вышли на работу. В этом случае лучше заранее продумать сценарии для разных ситуаций. Например, что делать, если ребенок будет часто болеть, — придется ли брать больничные или просить других родственников о помощи.
Стоит подготовить себя к тому, что это новый этап в жизни семьи, и он может проходить по-разному. Ведь если возникнут трудности, именно родителям придется разбираться с ними и находить ресурсы для решений
«Понимание, зачем ребенок идет в детский сад, и уверенная позиция по этому поводу, наличие ресурсов на разруливание сложностей и умение справляться со сложными эмоциями — это три кита адаптации к новой ситуации», — заключила Мария Макухина.