Что такое личные качества в резюме? Как правильно сформулировать и что не стоит указывать, примеры
При поиске работы важно правильно составить резюме: ведь именно на него HR-специалисты компаний обращают внимание в первую очередь. Для этого необходимо не только использовать нужные ключевые слова, но и корректно заполнить разные разделы резюме, в том числе указать свои личные качества. «Лента.ру» рассказывает, что такое личные качества в резюме, приводит примеры для разных вакансий и объясняет, как правильно их описывать.
Что такое личные качества в резюме
Все навыки, которые соискатели указывают в резюме, делятся на два типа.
Типы навыков в резюме
Hard skills — технические умения, без которых кандидат не сможет выполнять свои обязанности. Например, программист должен уметь писать код, а прораб — считать сметы. Soft skills — универсальные навыки, которые также называют «мягкими». Они не связаны с конкретной профессией: речь идет о личных качествах соискателя и надпрофессиональных навыках, которые помогают ему быть более эффективным и работать в коллективе. К ним относятся ответственность, умение работать в команде, тайм-менеджмент, умение вести переговоры, самопрезентация и так далее.
«Личные качества описывают ваш характер, поведение и взаимодействие с окружающими. К ним можно отнести soft skills, такие как лидерство или доброжелательность, а также трудовые привычки, например, многозадачность. С помощью этих характеристик вы показываете, что обладаете не только профессиональными навыками, но и социальными компетенциями», — отметила в беседе с «Лентой.ру» HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner Анастасия Курникова.
Личные качества для резюме — это персональные характеристики сотрудника, которые помогут ему эффективно выполнять свои обязанности
Последние тенденции на рынке труда говорят о том, что личные качества соискателя играют не менее важную роль, чем профессиональные навыки и опыт работы, рассказал «Ленте.ру» директор по персоналу коммуникационного агентств КРОС Дмитрий Дударев.
«Они позволяют потенциальным работодателям понять, как кандидат сможет вписаться в корпоративную культуру, как будет вести себя в стрессовых ситуациях, как будет выстраивать коммуникации с коллегами, партнерами и клиентами. Личные качества дополняют профессиональный опыт и показывают полную картину по соискателю», — подчеркнул эксперт.
При этом важно не перегружать резюме излишней информацией, рассказала «Ленте.ру» HR-бизнес-партнер медицинской компании «ЛабКвест» Кристина Соловьева. Оно должно быть четким, лаконичным и по существу, чтобы HR-специалисты могли быстро оценить основные качества кандидата.
Что такое отрицательные личные качества
Отрицательные личные качества — это черты характера, которые обычно воспринимаются негативно, но в определенных контекстах могут быть полезны. Например:
«Не обладаю ярко выраженными навыками презентации». Как отрицательная черта для разработчика это допустимо, а вот для менеджера проектов нет, так как это является одним из ключевых требований коммуникации с клиентом, отметила Валерия Сивоха, рекрутер WMT Group. «Бываю излишне креативен». Для творческой профессии дизайнера излишняя креативность иногда не помешает, в то время как для разработчика она может стать причиной ошибки, которая может привести к поломке всего кода.
Работодатели или HR могут попросить указать отрицательные качества в резюме или назвать их во время собеседования вместе с положительными личными качествами, чтобы понять, насколько будущий специалист самокритичен, адекватно ли оценивает себя и способен ли воспринимать критику. В таком случае важно подобрать недостатки, которые имеют отношение к вакансии и показать, что претендент работает над ними, отметила Анастасия Курникова. Например:
«упрямство иногда мешает быстро находить компромиссы, но я работаю над тем, чтобы быть более гибким в обсуждениях»; «я постоянно анализирую свою работу и из-за высокой самокритичности считаю, что мог бы сделать лучше. Поэтому я полагаюсь на обратную связь от клиента и коллег, а не на собственные ощущения»; «я склонен проявлять гиперответственность на рабочем месте и иногда беру на себя больше обязанностей, чем могу выполнить. Осознав, что это негативно сказывается на проектах, я учусь делегировать задачи и расставлять приоритеты».
Какие личные качества стоит указывать в резюме
Общими полезными качествами, которые будут актуальны для большинства позиций, являются честность, скрупулезность, аккуратность и пунктуальность, считает Кристина Соловьева.
Честность важна для создания доверительных отношений с коллегами и клиентами. Скрупулезность и аккуратность помогают в выполнении задач, требующих точности. Пунктуальность демонстрирует ответственность и уважение ко времени других людей.
Также стоит отметить гибкость как одно из ключевых качеств в современном мире. В условиях быстро меняющегося рынка и технологических изменений способность адаптироваться и эффективно работать в различных условиях становится особенно ценной Кристина Соловьева HR BP медицинской компании
«При этом важно учитывать, что личные качества для резюме должны соответствовать должности, на которую вы претендуете», — подчеркнула в беседе с «Лентой.ру» кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ГУУ Екатерина Каштанова. Поскольку все разделы в резюме направлены на то, чтобы сформировать образ внушающего доверие, спокойного и уверенного профессионала, то и личные качества должны способствовать достижению данной цели, подчеркнула она.
«Например, мы ищем секретаря, в задачи которого будет входить работа с большим количеством документов, причем работа эта будет подчинена строго регламентированной процедуре. Я бы не стала приглашать претендента, если бы в его резюме ведущими личными качествами были "инициативность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, креативность и настойчивость"», — отметила эксперт.
По ее словам, чем больше тип деятельности соответствует склонностям и особенностям характера кандидата, тем успешнее он будет. В случае с работой секретаря, которая предполагает большое количество разного рода задач, требует усидчивости и точности, ведущими личными качествами должны быть: аккуратность, исполнительность, детальность и склонность к повторяющимся действиям (человек не должен уставать от рутины).
Если речь идет о вакансии тестировщика, то HR при просмотре резюме будет искать среди личностных качеств кандидата «скрупулезность», «внимание к деталям», «умение проанализировать ситуацию с разных сторон».
«Если вы претендуете на руководящую позицию, то и в резюме необходимо перечислить качества, которые помогают вам коммуницировать с командой, корректно формулировать задачи, выявлять потребности своих сотрудников», — отметила в беседе с «Лентой.ру» Ольга Вольвакова, руководитель направления подбора и адаптации персонала компании «Киберпротект».
В таком резюме точно будут строчки «я нахожу индивидуальный подход к своим сотрудникам», «я проактивен в развитии своей команды», «я соблюдаю поставленные сроки и всегда несу ответственность за их возможное нарушение» Ольга Вольвакова руководитель направления подбора и адаптации персонала
Как определить свои личные качества
Чтобы понять, какие качества присущи кандидату, можно попросить коллег описать его как сотрудника с помощью трех прилагательных, предложила Ольга Вольвакова.
«С таким же вопросом можно сходить и к своему непосредственному руководителю или к своим подчиненным, если вы сами являетесь руководителем. Обратная связь и для вас тоже будет крайне полезной — составив список своих качеств, вы увидите свои положительные стороны и возможные точки роста», — отметила она.
Какие личные качества в резюме не стоит указывать
«Иногда кандидаты пишут: "не терплю переработок" или "ищу коллектив без токсичных руководителей". Парадоксально, но нередко именно эти кандидаты и оказываются теми самыми "токсиками" на собеседовании», — рассказала «Ленту.ру» Евгения Гофман, консультант ГК Selecty, специализирующейся на рекрутинге и аутсорсинге ИТ-персонала для российских и международных компаний.
По ее словам, некоторые кандидаты пишут в резюме, что тестовые задания не делают, а также не выполняют алгоритмические задачи на техническом интервью. Это сразу настораживает — вряд ли с таким человеком получится выстроить диалог и тем более довести до оффера.
Какие личные качества не стоит упоминать в резюме:
Которые никак не помогут вам в работе. Например, вы подаете резюме на позицию дизайнера и пишете о том, что хорошо ладите с детьми. Рекрутер сделает вывод о вас как о кандидате, который не понимает, где и какие требования уместны. Слишком личные. «По воскресеньям танцую бачату» не относится к профессии, если только речь идет не о резюме танцора. Негативные. Если качества имеют негативный оттенок или могут вызвать сомнения, лучше их избегать. Например, лень даже в качестве шутки упоминать нежелательно, ведь эта черта указывает на отсутствие мотивации. Сюда же — упрямство: чаще всего оно ассоциируется с нежеланием прислушиваться к мнению других и отсутствием гибкости. Которыми вы не обладаете. Рано или поздно ложь вскроется, что может привести к неприятным последствиям как для вас, так и для компании, в которую вы устроились.
Как правильно рассказать о своих личных качествах в резюме
Личные качества указывают в разделах «Обо мне» или «Ключевые навыки», а также в сопроводительном письме, которое направляется работодателю при отклике на вакансию.
Помните, рекрутер при просмотре резюме держит в голове профиль идеального кандидата — некий набор качеств, навыков и профессионального опыта, которые должны быть у работника. «Чем точнее вы попадете в потребности работодателя, тем выше шансы получить желаемую должность», — отметил в беседе с «Лентой.ру» операционный директор «Самолет Образование» (ГК «Самолет») Юрий Толкачев.
Не переусердствуйте с количеством: оптимально указать 3-5 ключевых качеств
При этом просто перечислить личные качества для резюме мало: использование шаблонных слов вроде «ответственность», «стрессоустойчивость», «исполнительность» и «коммуникабельность» без примеров может оттолкнуть рекрутера, так как не несет никакой смысловой нагрузки и считается клише.
Если кандидат хочет какие-то из этих качеств написать в резюме, ему стоит проиллюстрировать их конкретными примерами, посоветовала Екатерина Каштанова. Например, для офис-менеджера вместо стрессоустойчивости гораздо выгоднее написать: «Владею навыками быстрого и грамотного обеспечения расходными материалами и канцелярскими товарами коллектива организации из 700 человек».
Шаблонную «обучаемость» лучше заменить на:
склонность к регулярному повышению собственной квалификации; стремление расширять кругозор, овладевать новыми знаниями и навыками; мотивацию к саморазвитию.
«Можно еще добавить, что человек легко овладевает смежными или сопутствующими профессиями в процессе повышения собственной квалификации», — отметила Екатерина Каштанова.
Есть замена и коммуникабельности: в резюме нужно выбрать именно то ее проявление, которое наилучшим образом дополнит портрет кандидата в зависимости от должности, добавила она. Например:
легко и быстро нахожу индивидуальный подход к клиенту; проявляю гибкость в общении; умею работать в команде; могу быстро установить контакт с другими людьми; легко выстраиваю отношения; умею эффективно воспринимать, анализировать и передавать информацию; владею ораторским искусством.
Личные качества в резюме: примеры
Ольга Вольвакова привела примеры личных качеств, которые можно указать в отклике на вакансию и в разделе «Обо мне».
Пример 1. «Привет, HR компании N. Оставляю свой отклик на вакансию "Менеджер по продажам". Я подхожу вам, потому что я ориентирован на результат — за этот год мне удалось реализовать 10 крупных проектов. Я бережно отношусь к коллегам и себе, планируя встречи заранее и соблюдая договоренности. Я стремлюсь к изучению нового, так же, как и ваши коллеги, которые тоже недавно посетили конференцию по развитию информационной безопасности. Я постоянно развиваюсь и сейчас работаю над навыком публичных выступлений — борюсь со своим излишним волнением. Буду ждать обратную связь и готов ответить на возникающие вопросы». Пример 2. «Привет! Я начинающий тимлид команды фронтенд-разработки. Я знаю, как нужно двигаться к своей цели — за полгода я вырос со старшего разработчика до ведущего. Я эмпатичен — провожу ежедневные встречи с командой, я слышу и слушаю, что они мне говорят. Коммуникабельность — моя сильная сторона, ведь я наладил взаимодействие с командой по бэкенд разработке. Я работаю сейчас над планированием и умением расставлять приоритеты, на досуге смотрю обучающие видео для лидеров команд».