Идеальная ли няня Мэри Поппинс? Психологи – о запрещенных методах воспитания, газлайтинге и критике
Принято считать, что Мэри Поппинс – идеальная няня. В интернете часто можно встретить объявления: «Ищем Мэри Поппинс для нашего ребенка». Но современные родители вряд ли доверили бы своего ребенка человеку, похожему на няню из знаменитой английской сказки. Почему? MIR24.TV вместе с психологами разбирался в странных методах воспитания: газлайтинге, игнорировании, угрозах и критике.
Смотрите в пятницу, 23 августа, в 0:00 и в воскресенье, 25 августа, в 0:50 х/ф «Мэри Поппинс, до свиданья!» на телеканале «МИР».
«Когда ветер переменится»
Что современные родители ждут от хорошей няни? Она должна быть профессионалом своего дела, надежным и ответственно относящийся к своим обязанностям специалистом. Ничего из этого списка нет у Мэри Поппинс, как поясняет клинический психолог детской клиники Мария Макухина.
От современной няни ожидается, что она будет мягко направлять детей, прививая им манеры и дисциплину. С точки зрения поведенческой психологии, обучение детей желательному поведению наиболее эффективно, если действовать методом положительного подкрепления. То есть хвалить и поощрять то поведение, которое нравится, а нежелательное – игнорировать или уделять ему минимум внимания. Так же эффективна четкая система правил и последствий их нарушения. Эта система должна быть понятной, прозрачной, предсказуемой и постоянной.
«Что мы видим у Мэри Поппинс? Ни одного доброго слова дети от нее не слышат, более того, она постоянно их критикует. Она все время ворчит, презрительно фыркает, бросает на них неодобрительные взгляды. Такое общение вызывает в детях чувство стыда, вины, неуверенности в себе и в своих силах. Похожа ли она на человека полного энергии и любящего работать с детьми? Нет, а ее поведение говорит о тяжелом профессиональном выгорании», – рассказывает эксперт.
Когда нет четких правил поведения, дети постоянно находятся в напряжении, потому что не знают, когда и за что им может «прилететь». Если за нарушение определенных правил детям положено взыскание, они должны его получать. А Мэри Поппинс постоянно угрожает детям, но никогда не приводит эти угрозы в исполнение, то есть ведет себя с детьми непонятно и непоследовательно, погружая их в еще большую растерянность.
«Мэри Поппинс транслирует детям угрозу разрыва привязанности. Когда Майкл спрашивает ее, не бросит ли она их, няня уклончиво отвечает: «Когда ветер переменится». Она дает детям понять, что значимый для них взрослый может исчезнуть из их жизни, потому что ему взбредет это в голову. Но и это еще не все. «Чудо-няня» постоянно заставляет детей сомневаться в своем психическом здоровье и в реальности того, что они видели. Она творит чудеса на глазах у детей, а потом убеждает их, что ничего подобного не было. Дети, естественно, начинают сомневаться в своей адекватности. В психологии эта разновидность манипуляции называется «газлайтинг» и считается опасным приемом психологического насилия. Так можно довести человека до сумасшествия, как это было с героиней триллера Gaslight («Газовый свет»), от названия которого и произошел термин, – добавляет Мария Макухина.
Пособие для родителей: как нельзя вести себя с детьми
Существует базовое правило поведенческой психологии: если хочешь изменить детей, то измени сначала себя. Психолог дополняет: если мы хотим добиться желательного поведения от детей, мы сами должны его демонстрировать. Странно требовать, чтобы дети убрали телефоны во время семейного обеда, а самим при этом продолжать переписываться по работе или читать новости.
«Книгу про Мэри Поппинс можно назвать пособием по тому, как нельзя вести себя с ребенком! И именно в этом ключе ее стоит обсуждать с детьми. Ребенок должен знать: если кто-то из взрослых ведет себя с ними, как Мэри Поппинс, то это огромный «красный» флаг. Надо срочно бежать к родителям, рассказать об этом и попросить принять меры», прокомментировала клинический психолог детской клиники Мария Макухина.
Чувство зависимости
Мэри Поппинс часто использует манипуляции в своих методах воспитания. Например, она создает ситуации, в которых дети вынуждены поступать определенным образом, подстраиваясь под ее условия. Такое поведение развивает чувство зависимости и недоверия к собственным решениям, разъясняет кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета Юлия Анцибор.
«Манипуляция – это форма психологического давления, которая может привести к снижению самооценки и развитию неуверенности в себе. А Мэри Поппинс может использовать игру, шутки или даже магию, чтобы заставить детей поступать так, как она считает нужным. В результате у детей возникает ощущение, что их личные желания и мнения не так важны. В следующий раз они не будут опираться на свое мнение, а ждать, что же скажет няня», – считает эксперт.
Еще одним аспектом является использование угроз, пусть и завуалированных. Мэри может намекнуть, что определенное поведение приведет к нежелательным последствиям. Хотя это может показаться эффективным методом для поддержания дисциплины, вот только постоянное использование угроз может вызвать у детей страх и тревожность.
«Угрожая» детям, Мэри Поппинс может формировать у них неверное представление о любви и принятии, что в дальнейшем может привести к трудностям в построении здоровых отношений», – комментирует Юлия Анцибор.
Социопсихолог, предприниматель, автор Нина Рубштейн объясняет, что и манипуляции, и угрозы, и игнорирование – показатель отсутствия других методов воспитания, психологической неуравновешенности и даже нездоровья воспитателя. С детьми действительно работать очень трудно, если они продавливают границы, которые устанавливают взрослые.
«Границы устанавливать надо, вот только как – большинство не знают сами, а потому часто передают те модели воспитания, которыми воспитывали их самих или делают, в принципе, что в голову придет, действуя на импульсах и рефлексах в меру своей собственной психологической и педагогической запущенности. Легче всего – запугать или пристыдить: это не требует образования и родительской подготовки. Но воспитание подразумевает, что у родителей границы есть, правила жизни есть, они нужны и полезны для детей», – разъясняет Нина Рубштейн.
Мэри Поппинс: женский воображаемый персонаж
Для практической педагогики в современных условиях показанный идеальный образ няни Мэри Поппинс малопригоден – как анахронизм эпохи. Магистр педагогики, психоаналитик ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Андрей Кашкаров, говорит: несмотря на обоснованность, разумность, логику и нравственные основы воспитания детей, примеры и правила воспитания по Поппинс – на манер «сохранять лицо в любых обстоятельствах» – в наши дни разбиваются по трем условным несоответствиям.
Сама няня не идеальна: дети и взрослые это видят или чувствуют. И тем более – не современна, как говорил на другую тему у Н.В. Гоголя философ-почтмейстер «в натуре этого нет». Избыточная дидактика и педантизм в воспитании, основанный только на авторитете, возрасте наставника и условной силе – небезупречны.
«Воспитывая, желательно действовать по принципу «учить – не уча», а именно: лучше приводить отвлеченные примеры, показательные истории из жизни, не критикуя детей (в крайнем случае их поведение) чем только «требовать», «поучать» и «наказывать» (угрожать, сердиться). Никто (даже дети) не любит, когда его учат. Манипуляции не проблема – так или иначе ими занимаются все родители», – комментирует эксперт.
Угрозы и игнорирование по отношению к детям – способы спорные. Но… Ни один из методов, предложенный Поппинс, не является верным всегда и во всем, а эффективность способов и приемов воспитания зависит от характеров, ситуаций. Где-то сработает один прием, а где-то – другой. А лучше – применение комплексных методик, но «что», «когда» и «с чем» совмещать – знает специалист, а не няня.
Мэри – литературный персонаж – слишком «зациклена» на «правильном» поведении и поддержании авторитета, чего в реальности вполне не существует, хотя, надо признать, многие мамы пытаются такому стилю соответствовать.
«Необходимо время от времени отходить от избыточной педантичности, скажем, удивления и неожиданные решения, к примеру, «а давай-ка я тебя на спине прокачу» или изображая корову, желающую кружку вкусного молока, «замычать», или шутя подраться с ребенком, поваляться с ним на полу, дать ему победить, ощутить собственную значимость. Все этого у Мери Поппинс нет, и быть не может: она слишком боится потерять авторитет и согнуть «прямую» как палка спину. Чисто женский воображаемый персонаж. Есть и опасности для родителей-приверженцев стиля МП: дети в младшем возрасте могут соглашаться (от безысходности) с таким стилем воздействия родителя, няни, гувернера, но набравшись силы в подростковом возрасте при первой возможности уходят из вечно «правильного» дома», – резюмировал Андрей Кашкаров.
Леди совершенство?
Кто из нас не слышал от взрослых такую фразу: «Я лучше знаю, что тебе нужно»? Вот и Мэри Поппинс принимает решения за своих воспитанников (а часто и за их родителей). Нормально ли это? К сожалению, в ситуации, когда человек не может и/или не хочет принимать решения самостоятельно, кому-то придется принимать решения за него. Вопрос в том, будет это сделано травматично для психики или нет, рассуждает кандидат психологических наук, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма Государственного университета управления Светлана Гришаева.
«Мэри Поппинс нашла «золотую середину» взаимодействия с детьми: с одной стороны – она им друг (придумывает для них какие-то игры, секреты), с другой – держит дистанцию, не допуская панибратства. В каких-то ситуациях позволяет детям принимать решения, а в каких-то ставит их перед необходимостью совершать какие-то действия, ответственность за которые берет на себя. В этом и есть секрет воспитания – понять, какие решения ребенок уже может принять самостоятельно, а груз ответственности за какие для ребенка будет неподъемной ношей», – разъясняет Светлана Гришаева.
Нужно ли принимать всерьез такие приемы как угрозы и игнорирование, используемые «леди совершенство»? Психолог говорит, что нет. Очень многое делается ей в игровой, гротескной форме, в силе чего дети, с одной стороны, знакомятся с жестоким взрослым миром, а с другой – осознают, что они под защитой.
В воспитании важно понимать: нет одной готовой идеальной методики, а есть конкретные дети, в конкретных социальных условиях, со своими психологическими особенностями. Поэтому самое важное в упомянутой выше «зоне неуверенного приема» уловить сигнал, идущий от ребенка, и следовать за ним, направляя в нужное воспитателю русло. На взгляд Светланы Гришаевой, у Мэри Поппинс это получилось.