Как помочь ребенку при переходе в новую школу? Советы психологов
Переход в новую школу может стать серьезным испытанием для ребенка. Это период, когда он сталкивается с множеством неизвестного и испытывает всю гамму эмоций – от волнения и страха до радости и возбуждения. Как родители могут помочь в этот важный период? MIR24.TV спросил об этом у психологов.
Стратегия действий зависит от причин смены школы
«Если переход в новую школу связан с переездом в другой город или район, то нужно учитывать, что школа будет лишь одним из факторов. Произойдут изменения во всех сферах жизни. Переживания ребенка – это нормально. Важно обеспечить поддержку и принимать эмоции ребенка, а также помогать идентифицировать эти эмоции. Возможно, у него есть тревога, смешанные чувства и ребенок сам не понимает, что происходит. Так как такое с ним впервые. Здесь вы можете объяснить, что он просто волнуется и это нормально при переменах», – объяснила нейропсихолог и коррекционный педагог Мария Тодорова.
Мария уточнила, что если переход произошел из-за проблем в общении в старой школе или буллинга, то тактика должна быть другой. В таком случае необходимо проработать ситуации, которые возникли ранее. Буллинг сильно влияет на психику ребенка. И если эти моменты обсудить, то ребенок может выйти из «состояния жертвы» и подобный опыт не повторится. Родители, как опора и поддержка, являются основными «психологами» для него. Также стоит обратиться к специалистам.
Основной совет родителям
«В первую очередь, родителям нужно взять себя в руки. Важно проработать свою тревожность и страхи. Постараться сохранять спокойствие. Это спокойствие будет передаваться детям, гармонизируя их состояние. Важно помочь ребенку адаптироваться к новой среде и научить справляться с потенциально возможными трудностями», – отметила психолог Светлана Аверина.
Что испытывает ребенок при смене школы?
Детский психолог Марина Бойцова рассказала, что испытывают дети при переходе в новое место учебы. В целом, это касается любых больших перемен:
1. Страх и неуверенность из-за незнания новых правил, учителей и одноклассников.
2. Чувство одиночества. У ребенка может возникнуть чувство изоляции и недостатка поддержки.
3. Адаптационный стресс. Привыкание к новому учебному плану, изменениям в распорядке дня и новой среде требуют значительных эмоциональных и физических ресурсов.
Как поддержать ребенка в этот период?
1. Подготовьтесь заранее. Важно обсудить с ребенком предстоящий переход. Расскажите ему про новую школу, соберите как можно больше информации, вместе посмотрите фотографии. При возможности посетите новое место учебы и проведите небольшую экскурсию. Это снизит неопределенность и уровень тревожности.
2. Открытость и честность. Не скрывайте свои чувства. Если вы тоже волнуетесь, поделитесь этим с ребенком. В то же время важно показать уверенность, что все пройдет хорошо. Ваш пример станет моделью поведения в стрессовых ситуациях.
3. Создайте ритуалы. Сохранение определенных ритуалов поможет ребенку почувствовать стабильность. Это может быть завтрак вместе или чтение книги перед сном.
4. Обсудите правила и ожидания. Разъясните ребенку, что может его ждать в новой школе: какие правила, учебные предметы и дополнительные занятия предлагаются.
5. Будьте на связи с учителями. Поговорите с новым классным руководителем. Обозначьте, что ваш ребенок переходит в новую среду и попросите уделить ему немного больше внимания на начальном этапе.
Какие советы можно дать ребенку?
«Познакомься с новыми друзьями» – подскажите, что не стоит стесняться первым идти на контакт. «Задавай вопросы» – если что-то непонятно, пусть не боится спрашивать учителей и одноклассников. «Будь собой» – объясните, что важно не притворяться кем-то, чтобы понравиться другим. Дружить будут именно с тем, кем он является.
Важно создать дома благоприятную атмосферу. Спрашивайте ребенка, как прошел его день, что нового он узнал, с кем познакомился. Поддерживайте в нем стремление к новым знакомствам и изменениям. Также, по словам психолога, полезно записать ребенка на дополнительные кружки или секции, где он сможет завести новых друзей и интегрироваться в новую социальную среду.
Какие действия могут навредить ребенку?
Социальный антрополог и тренер по коммуникациям Евгений Шматко рассказал, чего не стоит делать родителям в период адаптации ребенка:
Не пытайтесь ругать прошлую школу и говорить, что новая будет лучше. Для ребенка прошлый опыт наполнен позитивными впечатлениями, артефактами и символами, друзьями и воспоминаниями. А потому нельзя придавать им негативную окраску.
Не фокусируйтесь на самом факте смены школы. Постарайтесь не возвращать ребенка мысленно в данную точку. Сделайте акцент на грядущих делах или событиях.
Не обесценивайте трудности ребенка в данное время. Постарайтесь выслушать и помочь советом, расскажите о своем опыте смены места жительства/работы/или даже рабочего места в офисе. Подчеркните, что с такими событиями в жизни периодически придется сталкиваться, и они обязательно принесут позитивные изменения.
Не отрезайте прошлые социальные связи. Ровесники и бывшие одноклассники могут прийти на помощь и облегчить адаптацию. Стать островком безопасности и аудиторией, которой будет интересно узнавать о событиях в другой школе.
«Переход в новую школу – сложный процесс как для ребенка, так и для родителей. Однако своевременная подготовка, открытость и поддержка могут значительно облегчить этот жизненный этап. Помните: главное, что нужно ребенку – это ваше понимание, поддержка и любовь», – подытожила детский психолог Марина Бойцова.