В 10-й класс – через суд: Чиновники опять перестарались

В этом году школьники столкнулись с массовым отказом в приеме в 10-й класс. Получив аттестат об основном общем образовании, ребята вынуждены были проходить дополнительный отбор в своей же школе. Критерии для такого отбора каждое учебное заведение устанавливает самостоятельно.

В 10-й класс – через суд: Чиновники опять перестарались
© Свободная пресса

Чаще всего это средний балл аттестата или ОГЭ. Также некоторые школы проводили собеседования. Тех, кто не прошел отбор, отказывались зачислять в 10-й класс.

Только к объединению «Родители Москвы» обратились за помощью около 50 человек, но по обсуждениям в соцсетях видно, что ситуация намного масштабнее.

Откуда такие драконовские меры? По словам председателя общественного движения «Родители Москвы» Илоны Меньковой, это результат принятия нового федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3), который вступил в силу 1 сентября 2023 года. В старшей школе ввели профильный подход с углубленным изучением минимум двух предметов. В профильные классы зачисляют по индивидуальному отбору, без дополнительных условий можно попасть лишь в универсальные классы для тех, кто не определился.

«СП» обратилась к председателю Межрегионального профсоюзу «Учитель» Дмитрию Казакову с вопросом, в чем причины массового выдавливания школьников в колледжи из школ.

– Я вижу две причины. Первая связана с тем, что школам нужны высокие показатели на ЕГЭ в 11 классе, а многие дети просто «не дотягивают». У других в семьях нет денег на репетиторов. Вторая причина состоит в том, что произошли изменения во ФГОС, теперь при приеме в 10 класс школы могут устанавливать внутренние экзамены. И вот на них могут попросту рубить тех, кто не «тянет».

Дело в том, что в Минпросвещения жестко поставили вопрос: к 10 классу у ребенка должен быть свой «профиль», потому что с 10-11 класса начинается углубленное изучение ряда предметов. Но, с другой стороны, не во всех школах есть такие профильные классы, поэтому ребят буквально выдавливают в колледжи.

«СП»: Сейчас многие родители судятся за право их детей продолжать обучение в школах… Вам это не кажется парадоксом?

– Суды – это неправильно. Должны быть школы с углубленным изучением ряда предметов. Но должны быть и общедоступные, простые школы, «для всех». Искусственных преград для обучения в школе быть не должно, все желающие должны поступать в 10 класс. Это моя точка зрения, – резюмировал Дмитрий Казаков.

К тому же, как пояснила «СП» адвокат Любовь Гончарова, на практике отказ при зачислении в 10 класс нарушает федеральный закон, гарантирующий девятиклассникам возможность получения полного среднего образования в школе. С помощью общественной организации «Родители Москвы» порядка 50 семей обратились к директорам, в департамент образования и науки и в прокуратуру.

В результате школы все-таки зачислили детей в 10-й, хотя и не всех: многие ушли в колледжи. Проблема может повториться в следующем году.

Есть ли смысл в том, чтобы делать сейчас акцент на получении школьниками специального образования в колледжах? С таким вопросом мы обратились к преподавателю одного из медицинских колледжей Москвы Дмитрию Эпштейну.

– Я не вижу смысла в том, чтобы нагружать колледжи, которые и так перегружены. Почему? Да просто родители заставляют туда идти детей, чтобы не иметь проблем с ЕГЭ и не нанимать репетиторов. Но кого мы имеем на выходе?

У нас недостаток в технарях, в инженерах, в тех, кто работает руками и головой. Врачей не хватает катастрофически. Но в такие технические колледжи идут неохотно. Разве что есть смысл готовить в колледжах специалистов в сфере услуг. Парикмахеров, например, – считает преподаватель колледжа.

Массовый отказ в зачислении детей в 10-й класс происходит по всей России. В итоге в региональных прокуратурах ряду школьных директоров объявили предостережения, а некоторых даже привлекли к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ. Дело дошло даже до Генпрокуратуры, где заявили, что, согласно постановлению Конституционного суда России, положения о процедуре отбора в профильные классы не могут служить основанием для отчисления детей: у всех должны быть гарантии доступности среднего общего образования.

Никто не спорит, в стране не хватает рабочих рук. В этой связи рабочие кадры, видимо, начали готовить уже с первого класса. Именно отсюда – уроки труда, технология, когда работают руками и мастерят что-то. При этом многомиллионные затраты не окупаются, и приток кадров на производство все равно небольшой. Может быть потому, что нет работы по душе?

… Мне почему-то на память приходит фраза из моей юности: «Ты тупой, тебе место в ПТУ». Сейчас ПТУ заменили колледжи.

Однако у меня на памяти случай, когда одноклассница дочери, обычная троечница и при этом звезда фортепьянного отделения музыкальной школы, после 9 класса ушла в музыкальный колледж, где внезапно стала отличницей.

– Мир меняется. При трудоустройстве все меньше внимания обращают на диплом, все больше на опыт работы. Современный российский капитализм варварски относится к труду молодых людей. Помню, в 1970 году, когда я начинал работать, после выдачи диплома в институте мне выплатили стипендию за 2 месяца, плюс я получил в школе, куда пришел работать, первую зарплату авансом.

Сейчас все по-другому. Я знаю молодых людей, которые имеют диплом – и никуда не могут устроиться на работу. Либо у них испытательный срок без зарплаты, либо они вынуждены менять работу.

Бесплатный труд молодых специалистов – это, видимо, особенность российского дикого капитализма, труда с негарантированной зарплатой. Так что колледжи, где получают навык работы, это вовсе не так плохо, – заявил «СП» первый заместитель комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

Чем вообще программа колледжа отличается от программы школы? С таким вопросом мы обратились к научному руководителю Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкиной.

– Программа колледжей более, нежели школьная, ориентирована на практику – на неё отводится до 50% учебного времени. Это значит, что будет возможность поработать в разных местах, присмотреться к работодателю и показать себя.

Выпускникам колледжа проще найти работу – их ждут по месту практики. Многие студенты находят подработку уже во время учёбы и могут содержать себя самостоятельно.

«СП»: Какие, на ваш взгляд, есть преимущества у колледжей?

– Это раньше колледжи выпускали главным образом парикмахеров, поваров и строителей. Сегодня выпускники колледжей – это дизайнеры, IT-специалисты, стилисты, продюсеры. Получить «корочки» некоторых профессий можно только в колледже: автомеханик, парикмахер, повар-кондитер, сварщик, метролог, визажист, флорист...

И не надо мучительно готовиться к ЕГЭ, поступить в колледж можно и на основе аттестата. Причем колледж – он недалеко от дома, не придется отрываться от семьи и жить в общежитии. Служба в армии – да, но всего год. А поступить в вуз можно и после колледжа. К тому же многие институты и университеты имеют свои колледжи.

Ну и самое главное в среднем профессиональном образовании – это возможность выбора для самого молодого человека. Не секрет, что выбор вуза – это чаще всего выбор родителей, а не детей. По рассказам преподавателей, часто бывает так: поступив в университет, многие молодые люди вдруг понимают – «Не моё!». Но путей к отступлению уже нет. В итоге – апатия и потерянное время.

«Я просил коллег-преподавателей: оцените, сколько человек в ваших академических группах, где вы ведете занятия, во-первых, мотивированы на учебу, то есть хотят учиться, и, во-вторых, могут учиться. В 99,9% случаев преподаватели говорили: 1-2-3 студента из группы. В среднем от общего числа студентов мотивацией и готовностью к обучению обладают только 15% студентов», – считает педагог, профессор Семен Резник, много лет занимающийся изучением высшего образования.

Так что колледж – это не путь в никуда. Это вполне конкретный выбор. Для людей, которые знают, чего хотят в жизни.