Оксана Федорова: думали два месяца, а я веду "Спокойной ночи, малыши!" уже 22 года

Оксана Федорова зарекомендовала себя в мире телевидения как ведущая "Спокойной ночи, малыши!" с 22-летним стажем. 1 сентября детской передаче исполняется 60 лет. Первую серию программы юные зрители увидели в 1964 году. Программа никогда не прекращала выходить в эфир, ее смотрит уже третье поколение детей. О том, как начался путь ведущей на телевидении, как проходили съемки программы и какие возникали сложности, Федорова рассказала в интервью ТАСС.

Оксана Федорова: думали два месяца, а я веду "Спокойной ночи, малыши!" уже 22 года
© ТАСС

Оксана Геннадьевна, до работы на программе "Спокойной ночи, малыши!" вы преподавали в вузе. У вас всегда была расположенность к работе с детьми и подростками?

— Да. Когда я получила предложение вести программу "Спокойной ночи, малыши!", я преподавала у себя в университете и не могла предположить, что получу такое предложение. Мы договорились с продюсером, что у нас будет съемка, и я решила, что если я почувствую внутренний посыл, огонек вдохновения, то я буду вести эту программу. Достаточно длительное время я совмещала эту программу и свою педагогическую практику. Для меня моя аудитория в 300 человек была очень дорога, но потом пришлось делать выбор. Когда прошло время и я поняла, что совмещать преподавание с бесконечными поездками в Москву сложно и нужно делать выбор, я окончательно переехала в столицу и стала работать на телевидении.

— У вас было звание майора — достаточно волевая и серьезная профессия. Было ли вам комфортно работать на развлекательной программе с детьми?

— У меня была серьезная должность, доцент кафедры гражданского права. Сразу перестроиться и переключиться было очень сложно, потому что специфика разная. Но потом где-то в течение года пришел навык, раскрылись профессиональные качества. И как бы я ни пряталась от публичной деятельности, меня всегда жизнь выносила на эту арену. В какой-то момент я перестала сопротивляться и поняла, что у меня действительно получается хорошо, я прекрасно чувствую себя в общении с аудиторией, в общении со зрителем. За годы работы на телевидении я приобрела умение работать с камерой, коммуникативные навыки и модераторские способности. С детьми и подростками мне нравилось работать всегда. Наверное, это с детства, потому что я была и старостой в школе, и капитаном команды КВН, и активно принимала участие в жизни класса и отряда в пионерском лагере, где также была командиром

— Когда вам предложили принять участие в программе "Спокойной ночи, малыши!", какие были первые мысли и эмоции?

— Когда я получила предложение вести программу "Спокойной ночи, малыши!", сначала я не знала, как реагировать. Все-таки детская программа, а я только защитила кандидатскую диссертацию, и было немножко странно. Но я решила попробовать, пришла в студию. К тому же телевизионного опыта у меня не было, это совершенно другая специфика, но я вспомнила, как любила эту программу в детстве и как обожала своих любимых ведущих — Валентину Леонтьеву, Татьяну Веденееву, Володю Ухина. Быть в плеяде таких великих деятелей мне было очень приятно. Конечно, это такой был шаг в неизвестное и ступень для моего дальнейшего раскрытия и развития своих личностных талантов.

— Вы помните свой первый день на программе? Как он прошел, со всем ли справились?

— Я приехала на два дня в Москву, и команда меня не очень дружелюбно встретила, потому что было время череды смены разных ведущих. Первые съемочные дни были сложными, и я очень устала эмоционально: бесконечные дубли, нужно было почувствовать себя в кадре, а времени на подготовку не было. Но я четко помню, что во мне родилась бесконечная любовь к телевидению и программе. Когда мы через год отмечали мой день рождения, все делились своими эмоциями, были откровенны и признались: все думали, что я два месяца проведу и меня там не будет. Только декоратор Александр Саушин сказал: "Нет, эта девушка к нам пришла надолго". И вот уже 22 года я веду эту передачу.

— Сколько в среднем времени и дублей уходило на съемку одного выпуска?

— Передача снимается в среднем до двух часов. За один день мы снимали по четыре передачи. Наша программа сменила несколько своих локаций. Сейчас времени на съемку программы тратится меньше, поскольку я уже понимаю, что от меня нужно, и требуется минимальное количество дублей. Самое сложное для меня было наладить коммуникацию с куклами, потому что до тех пор, пока у меня они не слились с кукловодами, я не поняла, что это один единый персонаж и они очень похожи. Потом я нашла эту изюминку, специфику, чтобы быть естественной и максимально понятной в кадре.

— В чем секрет вашей любви к программе?

— Мой секрет любви к программе в том, что я очень люблю детей, и особенно когда у меня появились свои дети, я полюбила ее еще больше. Самый главный секрет успеха в любом деле — это любовь к тому, что ты делаешь. За это время менялась передача, студии, наполнение, даже герои у нас были разные. Менялась специфика, и пытались убрать ведущих, оставить мультфильм и героев, но мы поняли, что так глобально менять формат программы уже не стоит, получается уже другая передача. Мы можем добавить цифровую историю и компьютерную графику.

— Программа существует с сентября 1964 года. Она никогда не переставала выходить в эфир. Ее смотрит уже третье поколение детей. Как вы считаете, за счет чего программа продолжает быть такой востребованной и актуальной среди детей уже 60 лет?

— Я думаю, что программа остается актуальной и 60 лет уже выходит в эфир, потому что содержит в себе много составляющих. Во-первых, куклы олицетворяют разный характер. То есть любая аудитория, любой ребенок в этих персонажах обязательно найдет себя. Во-вторых, программа состоит из интермедиа, которую ведет ведущая с куклами. И после этого у нас выходит мультфильм, такая сложносочиненная конфигурация делает программу интересной. В-третьих, музыкальное сопровождение с голосом Олега Анофриева. Действительно, с первых аккордов и с первых колокольчиков дети узнают, что настало время "Спокойной ночи, малыши!". К тому же программа всегда выходила в прайм-тайм, когда дети действительно готовились ко сну и ее смотрело огромное количество людей. Когда в детстве я смотрела, маме было сложно уложить меня спать.

Еще один важный момент — это ведущий, потому что у каждого в каждое время были свои любимые персонажи. Для меня очень важно было найти свой почерк. Я поняла, что это ни тетя, ни бабушка, ни мама — я старший наставник, старшая сестра. Когда я это почувствовала, все стало на свои места. Программа кажется простой и недолгой, но содержит в себе все жанры. У нас аудитория детская, дошкольники, и они не всегда могут понять смысл и глубоко проникнуть в текст, но они четко улавливают настроение, образ и ту атмосферу, которую мы пытаемся передать в передаче.

— Что касается самих кукол, какая ваша самая любимая и почему?

— Кукол в настоящий момент я люблю всех абсолютно, но в детстве были фавориты. Сначала нравился Хрюша, потому что мы все дети — озорники, любим баловаться, но при этом добрые и умеющие дружить. Потом стал нравиться Филя — галантный, воспитанный. Ну, а сейчас я их обожаю всех.

— У каждого персонажа свои характер и манера общения. Можно ли сказать, что каждый герой по-своему учит ребят-зрителей?

— Да, безусловно. При создании кукол закладывались разные архетипы личности, разные черты характера. Хрюша — озорник, он все время забывает что-то, все время пытается обмануть, и друзья его выводят на чистую воду, но при этом он умеет дружить. Филя — галантный, воспитанный кавалер. Степашка — очень добрый и правильный персонаж. Каркуша — модница и красотка, обожает куклы, тряпочки, украшения. Есть последний персонаж, который у нас появился недавно, — Мур. Он сильный, смелый, спортивный — в спорте ему нет равных.

— Были ли идеи о возможных новых персонажах в программе?

— Были разные персонажи, но есть золотой состав, и он всегда неизменен — Хрюша, Филя, Мишутка, Степашка и Каркуша. И вот у нас появился Мурчик —​ наш замечательный тигр, с которым мы дружим и работаем.

— Во время программы вы с куклами делали различные поделки. Как вам давалась творческая мастерская передачи?

— Всегда интересно смотреть как что-то создается, творческие моменты своими руками — это важная составляющая, чтобы дети всегда могли посмотреть, как делать снежинку, картинку, работу — это интересно.

— У вас тоже есть дети. Включали ли вы им программу?

— Я детям не говорила, что их мама ведущая, и они не сразу узнали. Когда уже постарше стали, лет 5-6 им было, они мне задали такой вопрос: "Мама, как ты одновременно здесь дома и в телевизоре?" Это было очень забавно, такое недоумение у них произошло, когда сложились все пазлы и нейронной связи в голове. Конечно, они были рады. Потом я им и выпуски показывала, и рассказывала, и приглашала их в студию посмотреть, как снимается наша передача.

— Ожидаются ли какие-то видоизменения программы в будущем?

— Жизнь не стоит на месте, в любом случае что-то меняется, и изменения в нашу программу вносились на протяжении 60 лет. На самом деле это решает продюсер, как творчески видоизменить программу. На моей памяти была очень интересная история, когда один мужчина написал в программу: "Оксана, у меня сын не чистит зубы, можно вас попросить, чтобы вы в программе желали "спокойной ночи" и приглашали чистить зубки?" Я ввела эту фразу и теперь всегда заканчиваю передачу этими словами: "А сейчас давайте чистить зубки и ложиться спать". Вот таким образом зрители сами помогали нам что-то менять в программе.

— Как вы считаете, "Спокойной ночи, малыши!" — это навсегда?

— Наверное, нет на Земле ничего вечного, кроме чувств. Поэтому в любом случае все, что связано с техникой, меняется. Но очень хочется, чтобы эта передача оставалась в эфире как можно дольше.