«Библиотеки ЮЗАО – уютный дом, где детворе рады». Детская писательница Нина Ярнова проводит встречи с ребятами

Жительница района Тёплый Стан Нина Ярнова – детская писательница, поэт, певица, лауреат литературных конкурсов. Нина Александровна рассказала, как в наш компьютерный век приучить детей читать книги.

«Библиотеки ЮЗАО – уютный дом, где детворе рады». Детская писательница Нина Ярнова проводит встречи с ребятами
© Наш Теплый стан

«А КТО ТАКОЙ СМАЙЛИК? И ГДЕ ОН ЖИВЕТ?»

– Нина Александровна, вы поэт и певица. А как появилась ваша первая детская книга?

– Начинать надо издалека. Сначала я писала стихи, они преследовали меня с моей первой, подростковой влюблённости, я их сочиняла и отправляла «в стол». Потом за мной ходили мотивы к моим стихам, которые превращались в песни, их я также отправляла «в стол». Шли годы, росли дети, а с ними появилась потребность сочинять для них и вместе с ними. «Давай поиграем в рифмы», – часто просил средний сын. И мы играли в слова, сочиняли короткие весёлые сказочки. Дети посещали кружки в Московском дворце пионеров в Гагаринском районе, а также другие студии, которых в нашем округе было и есть достаточно, к счастью. Старший увлекался машинами, младший осваивал аккордеон, а средний, как и я, сочинял стихи. Мне оставалось радоваться их успехам, что я с удовольствием и делала. Сейчас понимаю, что желание писать для детей идёт как раз из того времени. Я копила впечатления от общения со своими сыновьями и с их школьными друзьями, которые часто меня удивляли, восхищали, огорчали. А ещё учили любить свою семью и ту жизнь, которая нам дана. И вот уже у моих детей свои дети – мои внуки и правнучка. В них уместились и расцвели все увлечения и таланты их родителей. У меня чувство, что я с ними не молодею, а взрослею и учусь. Они задают такие вопросы, на которые ответить непросто. Однажды, когда мы гуляли в нашем любимом Теплостанском парке, внучка спросила: «Бабушка, вот в эсэмэсках все ставят смайлики. А кто такой смайлик? И где он живёт?»

– Вы правы, только дети могут такой вопрос задать. Вы нашлись что ответить?

– Объяснила ей, что есть мир реальный и виртуальный. И вот в последнем и живут жёлтые весельчаки. Но вопрос не давал покоя, и позже появились «Приключения смайлика». Они стали первой книгой для детей. в ней ответы на сложные детские вопросы – например, как не попасть в зависимость от интернета, как играть, да не заигрываться...

– Презентацию первой книги для детей проводили в родном Юго-Западном округе?

– Конечно! в библиотеке № 190 на Профсоюзной улице, д. 115, корп. 1. Дети принимали самое живое участие в презентации, а художница Юлия Ариевич провела с маленькими гостями мастер-класс. Они рисовали свои впечатления от книги и от эмоциональной, познавательной презентации. После рождения первой книги я думала, о чём бы ещё поговорить с моими юными друзьями. Снова помогли внуки. Они рассказывали мне множество познавательных фактов и весёлых историй из их жизни.

– И какая именно история дала толчок для написания очередной детской книги?

– Однажды я услышала, как дети обсуждали случай, который сильно их взволновал, и внучка Маша спросила: «Бабушка, почему девочка ни с того ни с сего вдруг заплакала?» Я ответила: «Наверное, её кто-то сильно обидел». «Да нет, бабушка, над ней просто пошутили», – в один голос объясняли дети. Это дало повод для раздумий. Мы знаем, что сегодня любят шутить, острить, даже хохотать. Конечно, я не против шуток и прибауток, испокон веков русские люди шутить любили. Но шутка шутке рознь! И говорить это детям надо с самого раннего возраста. Так родилась книга для детей «Это правда или шутка? На ответ одна минутка!». Книга попала в серию «Познавай, шутя». Её надо не просто прочитать, но и дать ответ, а потом проверить. В ней яркие иллюстрации художницы Юлии Ариевич, которые словно разговаривают с детьми и задают им вопросы. А ответы на них читатели найдут в конце книги. Её день рождения отмечали с детьми в семейной библиотеке № 173 на улице Тёплый Стан, д. 4, корп. 1.

– Как на этот раз прошло знакомство книги с детьми?

– Был показан кукольный спектакль по страницам книги, и он очень понравился ребятам, а фразу «Шутить тоже с умом надо!», которую сказал медвежонок им на прощание, надеюсь, они запомнят.

«ЛУЧШЕ ПРОЧИТАТЬ МЕНЬШЕ, НО ПОНЯТЬ СМЫСЛ»

Фото: Кирилл Искольдский

– Нина Александровна, я задам, наверное, наиболее болезненный родительский вопрос. Сегодня, в век компьютеров и мобильных телефонов, как приучить детей к чтению книг, как сделать так, чтобы они полюбили читать?

– Я думаю, этот вопрос стоит перед каждым человеком, у кого есть дети. Сейчас много специалистов высказываются по этому поводу. У меня тоже есть своя точка зрения. Я думаю, родители совершают большую ошибку, когда перестают читать первокласснику, думая, что он уже научился читать. «Пусть сам читает!» – говорят. Как раз в этот момент его нельзя оставлять без поддержки и надо продолжать ему читать – можно по очереди разным членам семьи. И обязательно разговаривать. Важный момент: лучше прочитать меньше, но обсудить. ведь учиться понимать смысл и сюжет, пересказывать, отвечать на вопросы и задавать их – большой умственный труд.

– Как долго это надо делать? До какого класса читать детям вслух?

– Считаю, это зависит от чутья и воспитательского таланта родителей. Можно взять пример с родителей Фёдора Достоевского. В их семье вечернее чтение было традицией на протяжении многих лет и даже тогда, когда братья и сёстры Фёдора Михайловича были уже подростками. Что мы хотим получить от чтения книг? Например, рассказать детям, как устроен мир. Так через сказки, через разные истории книги формируют их мировоззрение. вообще, на писателях лежит огромная ответственность, поэтому всякий раз, когда меня приглашают в детский сад, школу или в библиотеку, я волнуюсь, потому что передо мной не просто дети, подростки – передо мной будущие взрослые! И неважно, сколько им лет, мне интересно с ними говорить, интересно понять, чем они дышат. Поэтому хочется сказать нужные для них слова так, чтобы они услышали и поверили, что жизнь – это чудо, которое мы сами и создаём, что доброта всегда сильнее злобы и что печатное слово очень важно! Конечно, очень большую роль играет то, что детей окружает. Меня очень радует, что в нашем округе так много библиотек. И все они не просто открыты, а творчески и профессионально наполнены. Там идёт огромная работа для создания доброжелательной атмосферы, чтобы и дети, и взрослые приходили туда, как в уютный и родной дом, где детворе самого разного возраста всегда рады.

– Ваши дети брали книги в библиотеках?

– Обязательно! И внуки тоже берут. А мне небезразлично, какие книги они читают и в какие игры играют. Поэтому хочу подчеркнуть важность влияния программ и мастер-классов, которые проходят для детей в читальнях. Мои сыновья, к примеру, любили брать книги из нашей теплостанской библиотеки и посещали всевозможные занятия вне школы. Всё это им пригодилось в жизни и передалось их детям. И конечно, каждое поколение должно передавать другому, следующему за ним поколению любовь к повестям и романам. Моим внукам нравится, что их бабушка пишет сказки и стихи для детей. Они первые и главные мои читатели. Меня радует также, что они читают не только мои книжки, но и труды других авторов. Имея хорошую библиотеку дома, они любят брать книги из нашей районной библиотеки, потому что читальня на самом деле – отдельный, огромный, непознанный мир. Когда человек ищет свою историю на бесконечных библиотечных полках, с ним происходит внутреннее преображение и сердце наполняется каким-то неизведанным восторгом.

«ЧУДО ВЗАИМОПОНИМАНИЯЧ»

– В школы ходить любите?

– Мой девиз – «Когда зовут, иди!». И я очень благодарна всем, кто доверяет мне. А меня приглашают и заведующие библиотек, и классные руководители в школах, и воспитатели в садиках. Они строят мосты от авторов книг к детям, подросткам, учащимся, создавая условия для доверительного разговора. И это прекрасно, потому что происходит чудо взаимопонимания, связь поколений, разговоры о важном. Чаще всего меня можно встретить в школе № 1532, в библиотеках № 173 и № 190. А в последней я веду встречи с ветеранами, поэтами и молодёжью уже 7 лет.

– Какие новые книги детской писательницы Нины Ярновой скоро прочтёт детвора?

– Сейчас работаю над «Девочкой и куклой»! Идея и прозаический текст написан специалистом по этикету Еленой Вервицкой, стихотворный текст – мой. А иллюстрации – Натальи Заики. В эту книгу мы все вкладываем душу. И хотим, чтобы с раннего возраста детей сопровождали красота, доброта и нежность. Чтобы правила поведения, свойственные девочкам, превращались в хорошие привычки.

– Нина Александровна, вы всю жизнь живёте на юго-западе. Никогда не хотелось переехать в другой район?

– Оглядываясь назад, я не могу не согласиться с поэтом Борисом Пастернаком, написавшим строки «Жизнь прожить – не поле перейти». Но как бы ни были извилисты пути жизни человеческой, она всегда приведёт его туда, где он свой и где ему хорошо. Вот и меня водит судьба по районам Юго-Западного округа. Изначально мы, когда мне было 12 лет, переехали на улицу Профсоюзную из кунцевского барака. Потом жили на Ленинском проспекте, на улице Островитянова, и вот я снова живу на Профсоюзной улице. Как будто чья-то рука вернула меня сюда. Похоже, Тёплый стан и Коньково – это то пространство, где мне лучше всего живётся и пишется.

Фото: Кирилл Искольдский

ДОСЬЕ

Нина Александровна Ярнова родилась в городе Шатуре Московской области 22 апреля 1949 года. Автор популярных детских книг «Приключения смайлика», «Это правда или шутка?», «Деревенские рассказы», «Волшебная кухня» и др., сказок для детей и взрослых «Блинок лучезарный, старичок странный» о вреде сквернословия и др.

Более 15 лет печатается в журнале «Москва поэтическая».

Автор многих поэтических сборников, музыкальных дисков.

Член Московского союза писателей России.

Вырастила троих сыновей.

Есть три внучки, два внука и одна правнучка.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ