Названы лауреаты Национальной премии в области детской и подростковой литературы
Книг для юных читателей сегодня видимо-невидимо. На любой вкус, возраст и кошелек. Чтобы охватить все ее разнообразие, и была придумана Московская международная детская книжная ярмарка, которая проходит одновременно со старейшим книжным смотром России - 37-й Московской международной книжной ярмаркой. Первый день литературного праздника завершился церемонией награждения Национальной премией в области детской и подростковой литературы. Лауреатов чествовали в Российской государственной детской библиотеке.
Кто такой детский писатель? Тот, кто умеет доверительно, серьезно, но при этом нескучно и увлекательно разговаривать с самой сложной аудиторией: наивной в силу возраста, привередливой, ершистой, но страшно любопытной. При этом самих детских писателей сейчас мало кто знает в лицо, о них не пишут на первых полосах газет, не показывают в вечерних новостях, их плакатами не завешаны города - не тот масштаб. Справедливо ли это? Нет. Классики классиками, но и среди современных авторов есть имена, которые останутся в истории отечественной литературы. Их надо только разглядеть, открыть читателям. Привлечь внимание всего общества к литературе для детей и юношества. Вот этому и призвана служить Национальная премия в области детской и подростковой литературы, учрежденная Минкультуры и Минцифры России.
Кто награжден в этом году? "За вклад в развитие детской литературы" отмечен выдающийся мастер отечественной книжной иллюстрации, заслуженный художник России Анатолий Иткин. Из его книг, а их более двухсот, можно составить библиотеку - и все это шедевры, любимые читателями разных поколений. Можете даже не сомневаться - вы точно видели его работы: иллюстрации к романам Жюля Верна "Дети капитана Гранта" и "Пятнадцатилетний капитан" или "Принцу и нищему" Марка Твена, а может, к "Евгению Онегину" и "Капитанской дочке" Александра Пушкина. Перечислять все его работы - не хватит газетной страницы.
Юных читателей не проведешь: книги, которым не хватило образности или рифм, закроют и не вспомнят
Среди самых сложных номинаций - поэтические. Юных читателей не проведешь: книги, которым не хватило образности или ярких рифм, закроют и не вспомнят. "Лучшим поэтическим произведением для детей" признан сборник стихов "Коты на елке" Наталии Волковой с забавными иллюстрациями Алисы Юфы. Вот лишь одна цитата на радость читателям: "Я бегу-бегу-бегу / Через ветер и пургу, / Целый мир со мной бежит: / Поезд громко дребезжит, / А за ним спешит вокзал, / А театр чуть-чуть отстал, / Изогнувшись, как коты, / Мягко прыгают мосты, / Клены стройными рядами / Маршируют вслед за нами. / Я бегу-бегу-бегу, / Задержаться не могу. / Если встану я на месте, / Встанет мир со мною вместе".
Со следующего года Национальная премия в области детской и подростковой литературы станет правительственной и будет вручатся в Белом доме - сообщил собравшимся директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Владимир Григорьев.
А победитель в номинации "Лучшее поэтическое произведение для подростков" в этом году и вовсе настоящий бриллиант. Ева Немеш с ритм-романом "Сенсор". Стихи для подростков - казалось бы, да разве чем-то их зацепишь, ведь они помешаны на рэперах и в книгах не надеются найти что-то себе по душе. А вот у Немеш получилось. Ее роман в стихах - о влюбленности, о сложностях дружбы и конфликте поколений - благодаря той самой непростой аудитории уже стал хитом продаж издательства "Самокат". Как так вышло - в эксклюзивном интервью для "РГ".
Разговор по душам с Евой Немеш
С победой, Ева. Ритм-роман - это как, что за невиданный жанр?
Ева Немеш: Форму я специально не ищу, все приходит само собой. На позапрошлых новогодних каникулах я наткнулась на черновик стихотворения о школьном автобусе - вот с него, с рифм и ритма этого старенького желтого автобуса и его героев все и началось. Прежде на большие поэтические формы я не замахивалась. "Сенсор", можно сказать, написан на одном дыхании. Работа была сложная, но невероятно вдохновляющая, и я ей очень горжусь. В том числе и потому, что ничего похожего по форме я, пожалуй, больше не напишу.
Язык, которым написан ваш "Сенсор" практически тот, которым говорят подростки. Сложно выдержать такую стилистику?
Ева Немеш: Возможно, стилистическое попадание связано с тем, что я работаю со школьниками. Дети и подростки - моя среда, мое постоянное окружение, и я всего лишь передаю текстом то, что вижу и слышу вокруг. К тому же я родитель недавних подростков и с многими проблемами взросления и попытками их решения знакома. А может, детские писатели вообще не взрослеют и потому им близки подростковая ранимость, вспыльчивость и желание изменить мир - конечно, к лучшему.
Вы преподаете иностранные языки, много общаетесь с подростками. Что вам нравится в современных детях, а что нет?
Ева Немеш: Не нравится то, что и во взрослых - агрессия и ложь. А положительные, можно сказать, восхитительные качества современных детей - их неравнодушие к проблемам окружающей среды, способность говорить о чувствах и желаниях и ставить смелые цели.
В "Сенсоре" забавные иллюстрации Варвары Романовой. Как удалось художнику идеально попасть в настроение книги?
Ева Немеш: Про иллюстрации я знала только то, что это будет "что-то вроде почеркушек на полях", но когда увидела невероятную графику Варвары, просто потеряла дар речи. Это было действительно стопроцентное попадание в настроение, в стиль текста. Давая подросткам почитать "Сенсора", я говорю: "Может, текст и не зайдет, но картинки точно понравятся!"
Вы поднимаете проблемы и темы, волнующие подростков: буллинг, обиды и страхи. Вам это так важно - поддержать подростков? Советы родителям, которые не находят со своими детьми общий язык, не дадите?
Ева Немеш: Ох, советчик из меня так себе: сама не со всем справилась. Написание книг - это же своеобразная терапия. Наблюдение за собой, за окружающими, фиксация историй и проблем, проработка своих и чужих ошибок. Подростковые книги не только для школьников, но и для родителей. Среди дорогих мне отзывов на "Сенсора" есть такой: "Я хочу, чтобы эту книгу прочитала моя мама".
Кто еще стал лауреатом
• Награда за "Лучшее прозаическое произведение для детей" у волшебной истории "Возвращение Пеликена" Алены Каримовой. Главные герои - чукотский божок Пеликен, ворон Кутх, первопредок коряков, ительменов и некоторых других народов Дальнего Востока, животные и люди: дети и взрослые.
• "Лучшее прозаическое произведение для подростков" - "Тропы Аиды" Кристины Стрельниковой. Оригинальная история о дружбе, любви, предательстве и первой утрате.
• В номинации "Лучшая иллюстрированная книга для детей и подростков" победила книга Анны Богдановой, которая раскрывает секреты и тайны великой русской реки, - "Волга: один год из жизни пресноводного биома".
• Лучшим издательским проектом для детей и подростков признана серия "Что придумал" издательства "Арт Волхонка", которая посвящена знаменитым соотечественникам: Маяковскому, Мельникову, Циолковскому, Щусеву.