Яна Чурикова - о том, чему учит детей и взрослых шоу "Голос. Дети"

Новый сезон шоу "Голос. Дети" стартует на Первом канале уже 6 сентября. Накануне "РГ" поговорила с его ведущей Яной Чуриковой о том, как сделать, чтобы дети выросли не только талантливыми, но также добрыми. А еще про то, как непросто быть родителем и отчего не из всех победителей проектов "Голос. Дети" и "Голос" потом получаются звезды.

Яна Чурикова - о том, чему учит детей и взрослых шоу "Голос. Дети"
© Российская Газета

Конечно, хотелось узнать и о том, какие книги, а может, и сказки лучше других смогут помочь малышам в жизни и использует ли сама Яна собственный родительский опыт в особенно сложных ситуациях на шоу.

Яна, вы - ведущая и "Голоса. Дети", и взрослого "Голоса". К какому из них труднее готовиться? Приходится ли вам изучать любимые детьми мультики и мемы, покупать уйму книг по детской психологии и педагогике, заново перечитывать сказки?

Яна Чурикова: Конечно, к детскому "Голосу" нужно подходить в разы более ответственно, чем к взрослому. У меня есть некоторый опыт общения с детьми, я и сама мама, но книги по детской психологии перед "Голосом. Дети" все равно читаю. Важно подготовиться, чтобы утешить малышей, которые не пройдут "слепые прослушивания". Не все выступления проходят гладко, и наставники ведь не могут повернуться ко всем - без этого не было бы шоу. Поэтому тому, как именно поддержать ребенка, - я уделяю особое внимание.

Да, "Голос. Дети" требует от всей команды за кадром, - не только от меня - личного вовлечения в проект. Тут у нас нет чужих детей, все - наши. И вся команда - администраторы, редакторы, операторы, режиссеры - становятся для ребенка семьей.

Мне кажется важным, чтобы каждый ребенок чувствовал, что ты говоришь с ним неравнодушно, думаешь только о нем. Ему станет хоть немного легче, когда кто-то еще, кроме родных, за него искренне переживает.

"Всегда принимай то, что дети хотят сделать, и не обесценивай то, что для них важно"

Москвичей стали подкармливать

Некоторые родители пытаются на вас, наверное, как-то повлиять, чтобы их чадо попало на проект. Какая техника безопасности и защита от этого существует на "Голосе. Дети"?

Яна Чурикова: Я-то не наставник и никак не влияю на судьбу ребят. Я просто часть их большого пути. И их спутник на нем. Ну а наше взаимодействие с их семьями начинается только в комнате, которая так и называется: "семейная комната".

Перед тем как ребенок попадает за кулисы, мы встречаемся там с его семьей. Интересно, кто приходит поддержать - у кого-то очень много родственников, друзей, соседей. А кто-то, в основном иногородние ребята, приезжает только с мамой. И это очень разный способ взаимодействия. Потому что когда за тобой большая семья - ты чувствуешь такую "подушку безопасности". И поэтому этот мир большого проекта для тебя не опасен. А если кто-то приходит только с мамой, то я стараюсь окружить эту одинокую маму максимальной заботой и вниманием. Ведь им освоиться в незнакомом месте намного сложнее.

А про подарки? У нас же не передача "Поле чудес", где они были частью ритуала. Но иногда такое тоже было - из Ростова-на-Дону привезли как-то вкусную сушеную рыбу. Мы начали отказываться, а нам в ответ: "Это у нас от большой казачьей души - москвичей угостить!" По-человечески это было очень тепло и здорово.

Чему научат чужие дети

Мне показалось, что вы постепенно начинаете себя чувствовать как мама всех конкурсантов. Это легко?

Яна Чурикова: В первую очередь я мама для своей дочери Таисии. И этот опыт помог мне прочувствовать новую человеческую грань - материнское отношение к людям. Понятно, что у ребенка есть своя мама. Но то, что проект ведет другая чья-то мама, - тоже важно. Я стараюсь погружаться в мир детей без взрослой предвзятости. Хотя понимаю, что у нас разные поколения и вкусы.

Но однажды я себе сказала, что никогда не стану той бабкой, которая ворчит на молодых и говорит: "Вот, вы ничего не понимаете! В наше время все было не так и правильно, а у вас - неправильно..." И вот как раз опыт взаимодействия с юной аудиторией не позволяет мне стать такой!

Вы уже, наверное, знаете, как надо воспитывать талантливых детей. Дадите пару советов для родителей?

Яна Чурикова: Мне сложно давать общие советы. И лучше об этом, наверное, спросить мою маму. Хотя она свой рецепт нашла интуитивно. А я его стараюсь придерживаться. Так вот, однажды мама поняла, что у меня хорошо получается писать и я хорошо рассказываю истории. И в какой-то момент она решила, что лучшим подарком для всех наших родственников станут мои стихи и любого формата рассказы. Так я стала регулярно писать - и это очень хорошо, как говорится, поставило мне руку. А еще научило рассказывать истории кратко и емко. Все мои рассказы мы потом обсуждали. И хотя меня и не заставляли, а все дети, наверное, не любят, когда их насильно заставляют что-то делать, выбор профессии был определен.

А дальше мама просто прислушивалась к тому, на что я откликаюсь. Вот и мне хочется поступать в отношении своей дочери так же. И, наверное, напомнить родителям, что давить на детей, действительно, не стоит... Кстати, благодаря Тасе, я сама давно живу по принципу "всегда принимай то, что дети хотят сделать, и не обесценивай то, что для них важно".

Сегодня все труднее отвадить детей от гаджетов, соцсетей, а особенно - от ТикТока... Знаете ли вы книгу или сказку, которая нравится детям, может быть, даже больше?

Яна Чурикова: Для меня стало приятным открытием то, что уже не первый ребенок, приходящий на "Голос. Дети", называет любимой книжкой "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. Она, на мой взгляд, совсем не детская, и в ней затрагиваются вполне взрослые философские вопросы. Но там есть и правильные жизненные понятия, вроде дружбы, заботы...

Один мальчик даже пришел на "Голос. Дети" в образе Маленького принца. Так что не надо списывать поколение наших детишек со счетов. Они, как мне кажется, тоже идут своими путями, не такими привычными, как у нас, типа "читайте книги и будете умными и добрыми" (улыбается и изображает строгого учителя. - А.А.), но приходят к тому же образному миру. Если спокойно и вовлекающе знакомить малышей, как это сейчас называется, с "вселенной писателя" - хорошо и небанально, то они постепенно и до его книжек дойдут!

Но все это потребует от родителей и учителей невероятного креатива, а не только тех слов и уроков, к которым они привыкли в рамках школьной программы.

Полезно ли быть неудачником?

А смогли ли вы понять, почему не все победители "Голоса" или "Голоса. Дети" становятся потом успешными и талантливыми артистами?

Яна Чурикова: Тут важно, чтобы после этих шоу человек сам в себя поверил! И после "Фабрики звезд" наибольшего успеха добились ребята, которые быстрее вдруг поняли, что никакой продюсер за них ничего не сделает. И тянуть их вечно на себе не будет! Он со всей своей крутостью давал неокрепшему юному организму мир его мечты - вот сейчас ты в проекте, где тебе пишут песни, тебя учат петь, показывают по телевизору вместе с лучшими артистами. Создается иллюзия, что так будет всегда. Но это пребывание в сказке очень многих в итоге "лишило рук" - есть такая метафора, да и отучило брать ответственность за свою жизнь.

А вот те, кто понял, что продюсер - это прекрасно и сейчас мы будем играть по его правилам. Но мне надо поскорее самому понять то, что мне нужно: в творчестве и в жизни. Вот такие ребята, если мы говорим о длинной дистанции, и оказались успешнее всего.

Приведете примеры?

Яна Чурикова: Далеко ходить не надо - наставница нового сезона "Голос. Дети" Юлианна Караулова. Эта артистка, у которой не сразу получилось стать известной певицей с классным репертуаром, и рекламным лицом известного бренда она стала тоже не быстро. Не сразу получилось попасть и в кресло наставника на "Голосе. Дети", а только в нынешнем, 11-м сезоне. Причем это случилось чуть меньше чем через 20 ( ! ) лет после того, как она сама выпустилась с "Фабрики".

И в эти годы у Юлианны многое было непросто: происходили и взлеты, и падения. Упоминала она в разговоре со мной и про депрессию. Ведь и с продюсером не получилось работать дальше. И из двух групп ушла. Меняла профессию и даже бегала с микрофоном в качестве репортера на телевидении, несмотря на свою музыкальную карьеру...

Это напомнило мне и мою историю, когда я между "Фабриками звезд" работала редактором за кадром, переводила тексты, писала статьи. Ведь надо было и как-то деньги зарабатывать?! И ничего, как говорится, "корона не жала"...

Так что поднимаются только те, кто вовремя понял, что если в какой-то момент у тебя был успех, тебе дали какой-то приз и ты стал известным, то это не решение твоих проблем раз и навсегда. А это просто начало твоего пути и выход на какой-то уровень, на котором тебе нужно действовать самому. И только те, кто вовремя сам взял ответственность за свою жизнь, и сегодня на коне... Думаю, это правильно.