The Guardian: школы Европы повсеместно запрещают использование мобильных

Европу захватил тренд на запрет мобильных телефонов в школах, пишет британская The Guardian. Четыре года назад одна из школ в Нидерландах пошла на такой эксперимент, теперь его перенимают учебные заведения Франции, Бельгии, Венгрии и других стран, пишет The Guardian. Некоторые государства вводят более мягкие ограничения — только на использование гаджетов в классах: например, так поступили в Италии и Греции. Отмечается, что, несмотря на большинство поддерживающих инициативу родителей, остается 20% тех, кто считает ее чрезмерной. По их мнению, технологиями надо учиться пользоваться, а не отгораживаться от них. При этом отмечается, что с момента введения запрета около 40% школьников заявили, что отказ от смартфонов позволил им действительно получать удовольствие от перемен, при этом 37% учащихся сказали, что скучают по своим телефонам. В России подобный запрет начал применяться с 1 сентября. Business FM опросила директоров и учителей школ о том, как учебные заведения адаптируются к новым реалиям:

The Guardian: школы Европы повсеместно запрещают использование мобильных
© BFM.RU

Директор санкт-петербургского лицея № 369 Константин Тхостов: «На нас это не сказалось никоим образом, мы уже на протяжении пяти лет транслируем логику, что на интересных уроках не пользуются не то что гаджетом, в морской бой не играют, как мы с вами играли в детстве на уроках, которые нам были не совсем интересны. Поэтому мы уже на протяжении пяти лет формируем такое понятие, как открытая образовательная среда, и там все ориентировано на возможности ребенка, на раскрытие его талантов. Урок интересен, содержателен, построен учителем таким образом, чтобы ему самому, учителю, на этом уроке тоже было бы интересно. Поэтому отвлечение на какие-то посторонние новеллы — гаджеты, настольная игра — у нас эта история отсутствует. Наши дети и учителя счастливы тем, что они вернулись после летних каникул в школу, погрузились в учебный процесс, им все интересно, все хочется. Мы им подготовили массу сюрпризов по интерьерам, по новым помещениям, они все погружены в то, что формируют свои уникальные пространства, в котором учатся, поэтому я пока ничего такого сверхъестественного не заметил, и гаджетами они как не пользовались, так и не пользуются. И ни к чему это, у них это все есть в достатке в образовательном формате, потому что цифровая школа пронизана всеми необходимыми ресурсами, в том числе образовательными гаджетами».

Директор московской школы № 117, заслуженный учитель России Ирина Бабурина: «В школу дети приходят учиться, а не сидеть. Если бы они использовали эти гаджеты для того, чтобы повторить урок или еще что-то, это же все либо игры. Я наблюдаю за много лет работы в школе, что раньше обычно это были один-два ребенка в очках в классе, которых просили родители посадить на первую парту, близко к доске и так далее. Сейчас минимум треть ходят в очках. Я считаю, что это результат того, что огромное количество времени они проводят в телефонах, гаджетах и так далее, портя свое зрение. Мне приятнее, когда я сейчас хожу во время перемены по коридорам, что дети сидят, держат в руках тетради, учебники, что-то повторяют, с ребятами что-то обсуждают, чем сидят в телефонах, играют в стрелялки и так далее. Когда мы это решение приняли локальным актом школы, определенная часть родителей, к счастью, небольшая, начинала очень серьезные претензии поднимать: вы не имеете права изымать телефоны и так далее. На что я говорила: «Изъятие — это понятие из лексикона уголовного-процессуального, мы ни у кого ничего не изымаем, мы договорились, они добровольно сдают либо держат в своих портфелях». Долго приходилось разъяснять, но сумели все это рассказать. Дети к этому относятся негативно, для них сегодня телефон — это мать родная». Учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки Григорий Назаров: «Родители нас горячо поддержали, ни одного голоса, который бы возразил нашему предложению, мы не услышали, родители пошли даже дальше, они попросили как-то отрегулировать вопрос со вторым телефоном, с наушниками, с часами. Мы отучились так неделю, сегодня пошла вторая, на переменах стало интереснее, интерактивнее, потому что мы предложили настольные игры, подвижные игры, на уроке стало спокойнее и интереснее. Вдруг выяснилось, что можно посмотреть в глаза однокласснику, что не надо постоянно на что-то переключаться, не надо смотреть обновления не важно в каких мессенджерах, поэтому это позитивно. У меня лично был опыт еще год назад, я в рамках своего предмета у девятых классов на всех уроках телефоны в начале просил детей сдать, и это явно лучше с точки зрения атмосферы на уроке и с точки зрения качества обучения. Условно говоря, дети сдали лучше экзамены, более качественно закончили учебный год. Переходный период — адаптационный, он непростой, мы к нему готовы, мы делаем замеры в конце октября, мы договорились с родительским комитетом, делаем социологические замеры, потом снова садимся все вместе, эти результаты обсуждаем и смотрим».

Еще среди нововведений в российских школах — закрепленное официально в законодательстве право учителя делать ученикам замечания. Также у педагогов появилась возможность делать запросы на дисциплинарные взыскания к учащимся, нарушающим правила школы. Их учебные заведения могут устанавливать сами.

Помимо этого, в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы для учащихся десятых и одиннадцатых классов вводятся уроки семьеведения. Занятия будут нацелены на формирование семейных ценностей у детей.