"Может, еще по цвету кожи делить?": в Татарстане против платной учебы для детей мигрантов

Сторонников инициативы тоже немало, главный довод — создать заградительный механизм

"Может, еще по цвету кожи делить?": в Татарстане против платной учебы для детей мигрантов
© Реальное время

В России предлагают ввести платное обучение для детей мигрантов — соответствующий законопроект сейчас рассматривают в правительстве страны. Если документ примут, новые правила заработают уже со следующего года. Между тем в Татарстане инициативу поддержали не все. "Нецелесообразной" ее назвал депутат Госдумы от республики Айрат Фаррахов, который убежден, что необходимо обучать всех мигрантов, чтобы "они приняли наши ценности" и интегрировались в российское общество. "Ужасной и порочной" назвал идею разделения обучения для детей иностранцев и граждан страны известный педагог, директор казанской школы "СОлНЦе" Павел Шмаков.

"Предлагаем завершать эту "эпопею благотворительности"

В правительство России направили на заключение законопроект о платном образовании для иностранцев. Для этой категории граждан предлагается установить право получения российского образования на коммерческой основе — за счет средств физических и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг. Инициативу подготовила фракция ЛДПР.

Речь идет как о дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании, так и о профессиональном обучении. Сейчас по действующему законодательству мигранты обладают равными с гражданами России правами — их дети в нашей стране учатся на общедоступной и бесплатной основе. Однако бесконтрольное увеличение количества этих учеников и дошкольников, по мнению авторов проекта, привело к дефициту мест в детсадах и школах страны — в настоящее время не хватает около 900 тысяч мест.

— Иностранные работники привозят в Россию семьи, бесплатно устраивают детей в образовательные учреждения. Это, в свою очередь, заметно снижает уровень воспитательной работы и усвоения учебных программ российскими школьниками. В большинстве случаев дети мигрантов слабо владеют или вообще не знают русский язык. Это усугубляется тем, что порой в классах иностранных школьников больше, чем российских. Предлагаем завершать эту "эпопею благотворительности", когда иностранные дети обучаются за счет российского бюджета, за счет наших налогоплательщиков, — прокомментировал инициативу один из авторов законопроекта, глава думского комитета по соцполитике Ярослав Нилов.

Кроме того, предлагается создание адаптационных классов, которые будут обязательной частью образовательного процесса для детей мигрантов. Поскольку с появлением таких классов возрастет и нагрузка на учителя, это потребует повышения его зарплаты — поясняют разработчики документа.

"Речь идет в первую очередь о заградительном механизме"

Депутат Госсовета РТ от ЛДПР Эдуард Шарафиев в беседе с "Реальным временем" пояснил, почему он с коллегами по фракции считает важным принятие этого закона. По его словам, документ не просто нацелен на введение платного образования для детей мигрантов:

Новый закон, считает депутат, позволит понять мигрантам, что их семьи в России столкнутся с тем, что бесплатных мест для их детей в школах и детсадах больше не будет — "это будут специальные платные классы, где им придется оплачивать образование". Инструмент в какой-то степени позволит отрегулировать рынок трудовой нелегальной миграции, добавил он.

При этом Эдуард Шарафиев еще раз подчеркнул, что документ необходим не просто для взимания платы, а чтобы высвободить ресурсы школ для обучения детей российских граждан: "Учителям приходится тратить время на детей мигрантов, которые потом, может быть, даже и не будут связывать свое будущее с нашей страной. Они здесь отучатся, образование получат и уедут к себе на родину. А мы потратили на них время и деньги. Самое ценное — это время, которое мы не смогли уделить нашим детям. Поэтому проект нужный, важный, и он в пику времени".

В тоже время парламентарий признал, что применительно к Татарстану проблема пока не так актуальна. В республике есть необходимость в строительстве новых детсадов и школ, поскольку существующие в ряде районов переполненные. "Поэтому такой вопрос остро в Татарстане не стоит, но нам нельзя допускать, чтобы он стал острым. Закон может быть превентивной мерой. В принципе, мы спокойно относимся ко всем межконфессиональным вопросам, у нас здесь в этом плане все хорошо", — заметил он, но в масштабах всей страны ситуация иная:

— В Российской Федерации эти проблемы уже возникают, когда зачастую дети вот этих "ценных" рабочих занимают больше половины класса. Они с трудом понимают и разговаривают на русском языке. Учителю очень много времени приходится тратить на работу с ними и меньше времени уделять нашим детям, которые пришли в школу получать хорошее современное образование.

"Странам исхода нужно отказаться от образа российского народа в качестве оккупанта"

В Духовном собрании мусульман России, отвечая на запрос "Реального времени" об оценке инициативы, указали, что данный вопрос необходимо начинать обсуждать с миграционной политики. "Считаем, что если она ущемляет права коренного населения России — это недопустимо. Безусловно в некоторых школах и детских садах существует проблема с количеством учащихся детей мигрантов. И ключевая проблема не то, что они мигранты, а то что знание русского языка на крайне низком уровне, безусловно, от этого страдают наши дети, которые дольше могут изучать программу", — заметил замглавы ДСМР по учебной работе, ректор Исламского института имени Мухаммеджана Хусаинова Абдулла хазрат Адыгамов.

Владение русским языком — один из ключевых факторов успешной интеграции мигрантов, убежден он и напомнил, что в настоящее время правительство РФ разрабатывает программы обучения иностранных граждан русскому языку и поддерживает создание центров, где они могут изучать язык и получать профессиональное образование. "Плохое владение русским языком тормозит образовательный процесс", считает Адыгамов. По его словам, в изучении языка большую роль играет семья ребенка, и "ответственность взрослых — говорить дома на русском языке". Также для детей, по его мнению, необходимы дополнительные внеучебные занятия и мероприятия, где они будут усваивать нормы русской культуры и языка.

— Работа в образовательной сфере в религии крайне важна, потому как сегодня мы все с вами становимся свидетелями того, как пытаются переписывать историю наши недруги, влиять на сознание в первую очередь молодежи. При этом возникает большое количество вопросов, с которыми сегодня, сталкиваются добросовестные мигранты, и эти вопросы необходимо обращать к правительствам и руководителям своих стран. В таких реалиях подготавливать современных сильных специалистов с правильными знаниями и ценностями, разбирающихся в современной проблематике, становится важнейшей задачей. Образование и знания имеют большое значение в нашей религии, и мы призываем всех стремиться к знаниям и обучению, — указал Абдулла хазрат Адыгамов.

По его словам, образование — это служение, и оно должно быть нацелено на "укрепление веры, интеллекта и нравственности, на формирование духовного культурного человека и гражданина, способного к любви, состраданию и к уважению человека другого вероисповедания и национальности, способного к творчеству и созидательному труду, имеющего иммунитет к деструктивной идеологии".

"Мы должны обучать мигрантов, чтобы они приняли наши ценности, знали язык"

Депутат Госдумы от Татарстана, член думского комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов отметил — власти исходят из того, что мигранты нашей стране нужны: "Без мигрантов еще не было в мире прецедента роста экономики, это относится и к той ситуации, в которой сейчас находится Российская Федерация".

С другой стороны, по его словам, есть очень большой запрос общества на то, чтобы государство урегулировало вопросы миграционной политики, "поскольку все преступления, совершаемые мигрантами, крайне резонансные, и они очень беспокоят наше общество". В этих условиях Госдума не может не реагировать с учетом мнения большинства.

Другое дело, по словам Айрата Фаррахова, что это может быть личным желанием иностранных граждан — выбрать школу с платным образованием для своих детей. "Но, на мой взгляд, если уж к нам приезжают, они должны пользоваться такими же правами и при этом должны быть готовы: знать русский язык, традиции, ценности, в том числе и их дети. Поэтому, если речь идет о подготовительных курсах, они могут быть платными, но делать платным все остальное, наверное, не совсем будет правильным", — считает спикер.

— Татарстан всегда отличался толерантным отношением друг к другу. Республика крайне заинтересована в том, чтобы была миграция в сторону региона как внутри России, так и из-за ее пределов, потому что экономика Татарстана испытывает колоссальные трудности. На последнем совещании, встрече с депутатами и сенаторами Рустам Нургалиевич говорил о том, что вопрос урегулирования миграции является одним из ключевых для государственной власти в ближайшее время. Здесь нельзя поступать жестко в виде ограничений, запретов и так далее, — убежден депутат.

По его мнению, люди, которые принимают решение мигрировать и зарабатывать в России, должны пройти соответствующее тестирование на то, какие ценности они разделяют. И этот путь не должен привести к увеличению преступности. "Если это профессионалы и они разделяют наши ценности, переезжают к нам семьями, надо дать возможность, чтобы их дети получили образование бесплатно — это нормально", считает народный избранник.

"Как можно детей делить? Это тоже самое, что расизм!"

Категорически против законопроекта выступил известный татарстанский педагог, директор казанской школы "СОлНЦе" Павел Шмаков:

По словам руководителя одной из рейтинговых школ Казани, сейчас в его учебное заведение переходят много детей из других хороших школ. Причина — переполненные классы по 40 учеников. "Вместо того, чтобы внушать что-то светлое, либо строить больше школ, чтобы там хватало места, предлагают это. Но нельзя порочить святые идеи! Необходимо распределять мигрантов по разным школам, разным классам. Это вполне реально", — убежден он.

В пример Шмаков привел свой опыт работы в Финляндии, где вопрос обучения детей иностранных граждан, в том числе русских, решали на государственном уровне, за бюджетный счет: "Собирали на отдельные занятия по родному языку, возили на автобусах, на такси. Мою дочку возили на такси, чтобы родной язык изучала, потому что в ее школе было мало таких детей, она в шведской школе училась".

— Не должно быть так, что в классе 20 детей мигрантов и 15 местных. У нас количество детей мигрантов в среднем по стране и даже по городу не зашкаливает — их необходимо распределять. При наличии команды это вполне реально и выполнимо. Надо собирать, распределять по разным школам, не селить всех в одном месте. Это проблемы, которые обязано решить государство, — убежден Павел Шмаков.