Эксперты "РГ" обсуждают идею сократить высшее образование

В Сети сегодня активно дискутируют: нужно ли так много мест в вузах, и вообще - всем ли нужно это высшее образование? Может, сократить его наполовину или в крайнем случае отказаться от платного набора? Есть даже мнение, что в вузы надо идти только талантливым, а остальных милости просим в колледжи. А разве в колледжах не нужны таланты? Да и кто вправе делить детей на талантливых и неталантливых?

Эксперты "РГ" обсуждают идею сократить высшее образование
© Российская Газета

- Да, природный дар у детей нужно развивать. У нас сегодня есть серьезные программы по развитию и поддержке талантов, где ребята вовлекаются в разные проекты, развивают именно те способности, которые есть, - поделилась с "РГ" заслуженный профессор Высшей школы экономики Ирина Абанкина. - Тем не менее важны не только природный дар и необходимость его развития, но и мотивация. Способности нужно развивать, это факт. Но если, по чьему-то мнению, их недостаточно, отправлять на этом основании ребенка в колледж - очень странная история.

По мнению Абанкиной, это значит кого-то лишить права на получение образования и развитие своих интеллектуальных способностей на выбранном уровне.

- Согласиться с позицией "талантливый - в вуз, остальные - к станку" невозможно. Так делить детей нельзя, - подчеркнула эксперт.

Также она отметила, что идеи о сокращении высшего образования вдвое и запрете платного обучения в вузах - более чем спорные и в целом неперспективные.

- Есть масса семей, которые готовы вкладываться в высшее образование, считают его инвестицией в будущее. Есть дети талантливые, которые не прошли по конкурсу, недобрали буквально пару баллов. И отлично, что они, имея средства, могут все же учиться в вузе мечты, - пояснила Ирина Абанкина. - Кроме того, есть и льготные образовательные кредиты. И целевой набор. Сокращать эти возможности получения высшего образования совершенно ни к чему. Мы нуждаемся в специалистах, специалистах высокой квалификации. И для тех, кто готов рано выходить на рынок труда, развиваются вместе с работодателями программы федерального проекта "Профессионалитет".

Своим мнением с "РГ" поделился и старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Президентской академии Борис Илюхин. По его мнению, сегодня высшее образование - не только профессиональные навыки, но и иная культурная и социальная среда. При этом эксперт признал, что по ряду направлений специалистов с высшим образованием катастрофически не хватает.

- Действительно, в России одна из самых высоких долей граждан с высшим образованием, и количество бюджетных мест, выделяемых для приема, огромно по международным меркам, - объяснил Илюхин. - Но парадокс в том, что у нас также большое количество платных студентов, причем основная доля платников учится на гуманитарных специальностях.

Качество специалистов - гораздо более системная проблема, нежели просто прием в вузы, считает Илюхин.

- Все начинается с детского сада, продолжается в школе - это вся система образования. Тут сказывается нехватка учителей, вторая и третья смены и многое другое. И в первую очередь - мотивация школьников, в которой должны принимать участие и государство, и школа, и, главное, родители, - уточнил он.

Согласиться с позицией "талантливые - в университет, остальные - к станку" невозможно. Так делить детей нельзя

Еще один эксперт "РГ" - проректор по научно-инновационной работе РосНОУ Евгений Палкин - недоумевает: "Непонятно, кто определяет наличие или отсутствие дара? Кому дано такое право? Для оценки знаний существуют разные технологии, в том числе и ЕГЭ. Экзамен многие ругают, но это все-таки технология, и она отработана".

- Высшее образование для всех сегодня не является какой-то привилегией, без него в современной экономике никуда, то есть это жизненная необходимость. Конечно, у людей, поступающих в вуз, могут быть разные мотивы, но по результатам учебы в вузе мы все равно получаем тех специалистов, которые нужны в той или иной сфере, - отмечает Палкин. - Да, есть проблема "нехватки рабочих рук". Но что делают в таких случаях? Правильно, анализируют: где, кого и почему не хватает, а главное - что делать. И этим должны заниматься власти на местах. В каждой отрасли свои проблемы и свои решения, не может быть универсальных решений.

Как вам это

Владимир Кильдюшкин, директор образовательного центра "Южный город", Самарская область:

- Сейчас ребята поступают в вузы по результатам сдачи ЕГЭ, и эта система сегодня, на мой взгляд, наиболее адекватна. Дети, которые хорошо учатся, по моему опыту, всегда хорошо сдают экзамен и имеют возможность поступить в разные вузы страны. Сегодня много не только талантливых детей с так называемым природным даром, но также трудолюбивых и усердных, могут получить высшее образование. Считаю, что это правильно. У одаренных детей всегда будет хороший результат, но не столь одаренные ребята могут добиться своим упорством и усердным обучением хороших результатов, стать профессиональными специалистами в будущем. Я понимаю, что сейчас у нас нехватка рабочих профессий, и власти ищут решение этой проблемы, но ограничение возможностей для получения высшего образования, на мой взгляд, непродуктивно.

Максим Герасимюк, проректор по цифровой трансформации и медиакоммуникациям Алтайского госуниверситета:

- В некоторых странах высшее образование уже является обязательным. Но вообще-то это должно быть личным выбором каждого молодого человека - идти ему в высшее учебное заведение или в колледж. Просто нужно дать выпускнику школы широкий выбор.

Не первый раз также поднимают и тему сокращения сроков обучения. Эта тема не нова, но надо понимать, что здесь все зависит от направления образования. Качественные знания сегодня можно получить даже за 256 часов по программам дополнительного профобразования. Но если мы говорим о высшем образовании, то необходимо сочетать теорию и практические занятия. Поэтому практика, которая сейчас иногда занимает до 50 процентов времени на обучение, чрезвычайно важна.

Лариса Неверова, директор СОШ №1 г. Горячий Ключ, Краснодарский край:

- Высшее образование - мощный инструмент социальной мобильности. Оно дает возможность любому человеку изменить свою жизнь, независимо от того, был ли он в детстве вундеркиндом или обычным среднестатистическим учеником. Более того, искусственное ограничение доступа к высшему образованию может привести к деградации общества. Ведь образование не только открывает двери к карьере, но и развивает личность, помогает формировать критическое мышление, способность к анализу и решению проблем.

Ограничение доступа к высшему образованию фактически узаконит социальное неравенство. Это недопустимо, ибо каждый человек имеет право на выбор своей судьбы.

Мария Князева, первый проректор Мурманского арктического университета (МАУ):

- Что касается "природного дара", сразу возникает вопрос: по каким критериям определять, у кого есть этот дар, а у кого его нет? И возможно ли вообще установить подобные критерии? Как известно, Альберта Эйнштейна, являющегося одним из основателей современной теоретической физики, в детстве исключили из гимназии за неуспеваемость. Высшее образование должны иметь не только "великие". Я считаю, что в хорошем вузе найдется место для любого студента. И программу можно для него подобрать, и преподавателей, и подходящую специальность.

Подготовили Ольга Дмитренко, Сергей Зюзин, Татьяна Павловская, Алексей Михайлов