Войти в почту

Учим ребенка планировать бюджет: пошаговая инструкция

Прививать финансовую грамотность ребенку стоит со школьных лет. Родители могут объяснить ценность вещей, показать значимость труда и научить планировать траты. Все эти навыки можно донести простыми способами, часто в виде игры.

Подробно рассказываем, как научить детей планировать бюджет.

Почему важно научить ребенка распоряжаться деньгами

«Когда разговор заходит о деньгах, многие родители считают, что детям рано погружаться в эту тему, что финансы касаются только взрослых. Но это не так», — говорит Ольга Милова, начальник отдела финансовой грамотности ГУ Банка России.

Она объясняет, что мир денег окружает и детей, и взрослых повсюду. Чем раньше дети знакомятся с этим миром, тем более подготовленными они будут к взрослой жизни и не будут думать, что «конфеты домой приносит добрая фея».

Научить ребенка копить деньги — это значит инвестировать в его будущее. Вот какие преимущества дает этот навык:

Финансовая грамотность. Обучая ребенка копить, вы тренируете один из важных навыков взрослого человека. Умения управлять деньгами, планировать расходы и откладывать на будущее помогут избежать финансовых проблем.Ответственность и дисциплина. Накопление денег требует ответственности и самодисциплины. Ребенок учится планировать свои расходы, откладывать деньги на важные цели и избегать мгновенного удовлетворения. Эти понятия помогают формировать ответственного и организованного человека.Целеустремленность и мотивация. Дети начинают понимать, что для достижения крупных целей — например, покупки игрушки или гаджета — требуется время и усилия. Это учит их ставить цели и работать над их достижением.Понимание стоимости вещей. Когда ребенок копит деньги на что-то конкретное, он осознает ценность денег. Это способствует более осознанному потреблению и глубокому уважению к труду.Предотвращение долговой зависимости. Когда ребенок учится управлять финансами, он понимает негативные последствия долгов. Подход «жизнь по средствам» — это фундамент успешного финансового поведения.Семейные традиции. Семьи часто используют собственные методы управления деньгами и накоплениями — они могут стать важной частью семейного наследия. Если таких традиций нет, то время с ребенком поможет создать новые и укрепить отношения.Повышение уверенности в себе. Осознание того, что ребенок может контролировать финансы и принимать осознанные решения относительно денег повышает его веру в свои силы. Это укрепит самооценку и в других аспектах жизни.

7 способов научить ребенка копить

1. Проходить тематические игры. Милова приводит в качестве примера игру в магазин. Через нее можно познакомить детей с понятием «стоимость», а также показать, что каждая вещь может стоить по-разному.

Покупки в игре совершают на игрушечные деньги — ими может быть что угодно, но одно, как единый эквивалент обмена. Далее идет знакомство с тем, откуда же деньги берутся: их получают за разные виды деятельности. Эксперт добавляет, что так дети познакомятся с профессиями, ведь дети играют и во врачей, и в машинистов, и в строителей.

Настольные игры тоже подойдут для развития детской финансовой грамотности. Некоторые из них можно использовать уже с пяти — семи лет:

«Монополия»,«Денежное лото»,«Денежный поток»,«Суперфермер»,«Миллионер».

Некоторые игры можно проходить онлайн. Например, «Тайна потерянной копилки», «Три кота: Финансы для детей» и «Космический детектив: загадка семи банкнот» подойдут дошкольникам.

2. Ходить в магазин с ребенком. Милова рекомендует брать детей с собой в магазин, чтобы они на практике увидели, как происходит процесс покупок. Это поможет ребенку понять, что за реальные товары нужно отдавать деньги.

Во время похода в магазин важно объяснять ребенку все, что происходит. Например, показать, что иногда желаемая вещь может стоить больше, чем есть в кошельке в данный момент. Это отличная возможность объяснить концепцию накопления денег для приобретения более дорогих вещей.

Такие походы в магазин помогут:

познакомить ребенка с реальной стоимостью вещей,объяснить принцип обмена денег на товары,научить планировать покупки.

Эксперт советует при детях расплачиваться наличными деньгами, а не банковской картой. Это связано с тем, что у маленьких детей еще не сформировано абстрактное мышление, и им сложно понять, как работают безналичные платежи. Использование наличных денег сделает процесс более наглядным и понятным для ребенка.

Кнопка со ссылкой

3. Подарить копилку. «Для маленьких детей забавным и увлекательным будет подарок в виде красивой копилки. Малышу будет интересно складывать в нее деньги, чтобы заполнить доверху», — говорит Ольга Милова, эксперт Банка России.

Когда копилка наполнится, важно вместе с ребенком посчитать накопленную сумму. Это отличный момент для обучения счету и пониманию ценности денег. Следует объяснить ребенку, что на накопленные деньги можно купить что-то значимое, например, желанную игрушку.

Первая успешная покупка на накопленные деньги станет важной победой для ребенка. Стоит отпраздновать это достижение вместе, чтобы закрепить положительный опыт и мотивировать продолжать копить в будущем.

Этот метод поможет:

развить интерес к накоплению,научить терпению и планированию,показать связь между накоплением и достижением цели,создать позитивную ассоциацию с процессом накопления денег.

4. Учить ставить финансовые цели. По словам Миловой, задача родителей — научить ребенка ставить перед собой финансовые цели и стараться их добиваться. Ведь умение делать накопления — очень важный и необходимый навык в жизни. Если привычка копить появилась в детстве, то человек с большей вероятностью добьется финансовой независимости в будущем.

Эксперт советует не спешить выполнять все желания ребенка. Вместо этого стоит помочь ему поставить цель и составить план достижения. Например, если сын хочет новый набор Lego, можно сравнить цены в разных магазинах и разработать стратегию накопления.

Этот подход учит детей:

планировать финансы,терпеливо работать над достижением цели,ценить полученные результаты,развивать финансовую самостоятельность.

Важно помнить, что, давая ребенку «удочку» в виде навыков финансового планирования, родители обеспечивают его инструментами для будущего финансового благополучия.

5. Покупать не сразу. Как отмечает Милова, ошибка любящих родителей — опережать желания ребенка и выполнять любые его «хотелки». Эксперт советует не покупать все, что попросит ребенок, иначе ему не о чем будет мечтать. К тому же это отнимет стимул учиться копить.

Вместо этого можно предложить ребенку взять паузу, чтобы принять решение. Стоит объяснить, как работает бюджет: покупка сейчас означает отказ от других трат в обозримом будущем.

Действительно, часто родители сами создают ситуацию, когда ребенок не понимает, что для удовлетворения каких-то желаний, будь то покупка игрушки или поездка в парк аттракционов, необходимо время, так как стараются исполнять желания ребенка в моменте, согласен главный аналитик Банки.ру Богдан Зварич.

В этом случае у ребенка может сложиться ощущение, что для удовлетворения любых своих потребностей не надо прилагать никаких усилий и ждать накопления ресурсов. Поэтому важно объяснять ребенку и такие понятия, как работа и зарплата. Что деньги — это оплата времени и сил, которые затрачивают родители на работе.

Далее необходимо объяснять, что какие-то покупки, например приобретение игровой приставки, могут потребовать времени для накопления денежных средств, продолжает Зварич. Затем стоит включить ребенка в процесс накопления. Родители могут предложить ему откладывать какую-то часть из своих карманных средств на данную покупку и софинансировать его накопления. То есть в определенной пропорции добавлять деньги к средствам, накопленным ребенком.

В такой ситуации ребенок будет видеть, как его финансовая дисциплина и экономия на необязательных расходах помогают достичь более долгосрочной цели. Для таких случаев, например, можно открывать накопительный счет или вклад с возможностью пополнения и привязанный по времени окончания к определенной дате, на которую намечена крупная покупка.

Факт

6. Создать прозрачную систему поощрения. Поощрять достижения ребенка — эффективный способ показать, как труд приносит деньги. Награждать сверх карманных денег можно за отдельные поручения, которые не входят в обязанности по дому, или за оценки в конце года.

При этом не стоит платить за текущие оценки — это только повысит тревожность ребенка, поясняет Милова.

В системе также важна регулярность: ребенок должен знать, с какой частотой он будет получать «зарплату». Отслеживать прогресс ребенка поможет визуализация вроде графиков или таблиц. Для этого подойдет маркерная доска или плакат на стене.

Родители на примере такого дохода смогут объяснить школьнику, как работает бюджет. Можно в конце месяца подводить итоги, планировать покупки на следующий месяц и смотреть, стоит ли ребенку брать больше заданий. Раз в полгода можно пересматривать систему, адаптируя ее под нужды и возраст сына или дочери.

Прозрачная система показывает, как:

зарабатывать деньги за свой труд,самостоятельно распоряжаться доходом,планировать бюджет.

7. Завести банковскую карту. Эксперт предлагает воспользоваться этим инструментом с шести лет. При этом карта ребенка должна быть прикреплена к родительской, так как ребенок в этом возрасте еще нуждается в руководстве.

Так родители смогут установить лимит и увидеть, на что ребенок тратит деньги. При этом стоит обсуждать каждое использование банковской карты в раннем возрасте. Милова объясняет это тем, что ребенку необходимо «мягкое подталкивание» со стороны взрослых к правильному финансовому поведению.

Используя карту и анализируя траты в мобильном приложении, дети учатся:

отслеживать расходы,планировать бюджет,понимать цифровые финансовые инструменты.

Важно помнить, что использование банковской карты — это не только удобство, но и ответственность, которой нужно обучать постепенно.

Кнопка со ссылкой

С какого возраста давать карманные деньги

«Со школьного возраста можно доверить ребенку небольшие покупки. Конечно, стоит приучать ребенка быть внимательным, сравнивать цены и экономить не в ущерб качеству», — рассказывает Милова.

Она предлагает начать с простых покупок, то есть с продуктов. Можно вместе сравнить в магазине спелость фруктов и овощей, свежесть йогуртов, состав печенья или пирожных – так ребенок поймет, что похожие вещи могут стоить по-разному.

Когда ребенок научится выбирать хорошие товары по оптимальной цене, ему можно доверить самостоятельно совершать мелкие покупки.

На что ребенок может потратить свои деньги

ВозрастВиды трат6—7 летСладости и мелкие игрушкиКнигиКанцелярские товарыПодарки родителям и другим близким8—12 летИгрушки и игрыКниги и журналыКанцелярские товарыАксессуары: браслеты, значкиБилеты в кино или на концерты13—17 летОдежда и аксессуарыКниги и учебные материалыУслуги репетиторовГаджетыБилеты на мероприятияПодарки друзьям

Важно. Таблица носит рекомендательный характер. Родителям стоит обсуждать с детьми их расходы и устанавливать индивидуальные правила в зависимости от семейных ценностей и обстоятельств. В некоторых семьях подростки могут частично участвовать в оплате определенных расходов (это может быть частью финансового воспитания), но после семейного обсуждения и добровольно.

Как научить ребенка распоряжаться деньгами: кратко

Начинайте финансовое воспитание рано — с пяти — семи лет. Используйте настольные игры, ходите с ребенком в магазин, дарите копилки, чтобы приучить его к планированию и накоплению.Помогайте ребенку ставить финансовые цели и разрабатывать стратегию их достижения. Это мотивирует и развивает самостоятельность.Создайте прозрачную систему поощрения: ребенок будет зарабатывать деньги за выполнение обязанностей. Так он научится распоряжаться доходом.Не потакайте всем «хотелкам» ребенка. Вместо этого предложите подождать и обсудите, как накопить на желаемую покупку.С шести лет можно завести ребенку банковскую карту, чтобы он учился планировать расходы и понимать цифровые финансовые инструменты. Затем на ребенка можно открыть накопительный счет или вклад.Будьте терпеливы и последовательны. Формирование финансовой грамотности — долгий процесс, но он поможет ребенку избежать многих проблем во взрослой жизни.

Еще по теме:

Новость