Войти в почту

Классный руководитель в современной школе: кто такой и что делает

Классный руководитель — это специалист, который координирует учебный процесс своих подопечных школьников. Он проводит родительские собрания, проставляет оценки в дневники и выполняет множество других задач. «Лента.ру» рассказывает, какую роль играет классный руководитель в современной школе, какими качествами он должен обладать и что входит в его обязанности.

Классный руководитель в современной школе: кто такой и что делает
© Lenta.ru

Кто такой классный руководитель

Классный руководитель в школе — это учитель, который закреплен за конкретным классом и руководит детским коллективом. Он несет ответственность за каждого ученика, координирует обучение, развитие и воспитание, а также общественную жизнь и другую деятельность детей. Например, отвечает за организацию экскурсий, походов в театры и музеи и так далее.

Такой педагог общается не только с детьми, но и со всем участникам образовательного процесса: родителями учеников, другими учителями и администрацией учебного заведения.

Обычно у учеников общеобразовательных школ два классных руководителя: первый ведет их в начальной школе с первого по четвертый класс, а второй — с пятого по одиннадцатый (или по девятый)

«Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений», — сказано в положении о классном руководстве.

Иными словам, классный руководитель — своего рода менеджер, в ведении которого находятся вопросы образования, воспитания и даже межличностных отношений учеников.

Кто может стать классным руководителем

Как правило, классным руководителем становится учитель, который ведет в школе какой-то предмет, рассказала «Ленте.ру» преподаватель музыкального лицея имени А. В. Александрова Наталья Пермякова. Например, биологию, географию или химию. Он преподает этот предмет всем ученикам, а не только классу, которым руководит.

Взять на себя классное руководство учителю предлагает директор: если тот согласится письменно, школа выпустит приказ о назначении. После этого педагог должен подписать дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору. То же правило действует, если учитель сам выразил желание взять ответственность за класс.

Доплата за классное руководство

Педагогам доплачивают за работу классного руководителя. С 1 марта 2024 года они каждый месяц получают следующие надбавки:

10 000 рублей — в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 000 человек; 5 000 рублей — в городах, где проживает более 100 000 человек.

Меньше платить школа не может, а вот больше — вполне, если у нее достаточно на это бюджета

Зачем нужен классный руководитель

Прежде всего классный руководитель отвечает за создание благоприятных условий для развития личности. От него зависит атмосфера в классе, отметила Наталья Пермякова: если в детском коллективе возникают проблемы в общении, первым решает их именно классный руководитель. И от того, насколько качественно он это делает, зависит сплоченность, организованность детей, психологический климат в детской группе.

«Так получилось, что я за свои 35 лет работы руководила и математическим классом мальчиков, и гуманитарным девочек, и смешанными классами. Мне доставались и коллективы, которые в основном сложились уже в детском саду, но приходилось и сплачивать подростков, которые пришли из разных школ. Система общественных мероприятий, умение вовлечь в них школьников, найти им свое место, чтобы маленький человек проявил свои способности, таланты — важнейшая задача классного руководителя», — отметила Наталья Пермякова.

Такой педагог первым оказывает помощь, если у ученика возникли трудности в изучении каких-то школьных предметов, он же налаживает контакты ребенка с учителями-предметниками, отметила Наталья Пермякова. А еще — рассказывает ребятам об их обязанностях и правах, отвечает за организацию различных мероприятий.

«Классное руководство — это очень интересная работа, где учитель-предметник имеет возможность проявить свои способности к художественному творчеству. Могу сказать: у меня не было двух одинаковых классов. Всегда нужен был индивидуальный подход не только к отдельному школьнику, но и к коллективу в целом», — делится собеседница «Ленты.ру».

«Чтобы управлять таким сложным образованием, как класс, надо держать руку на пульсе. Подготовили, провели праздник, порадовались несколько дней — и надо придумывать для детей новое занятие. Конечно, первыми на призыв откликаются дети с ярко выраженными организаторскими способностями, но и тихонь забывать не следует. Чем больше детей участвует в мероприятии, тем сплоченнее становится коллектив, появляются новые лидеры. Для детей очень важно общение, и удовлетворить эту потребность должен классный руководитель. И самой большой наградой для него является то, что все дети в коллективе успешно оканчивают школу и продолжают дружить после нее, с нежностью вспоминая школьные годы», — заключила она.

Задачи

В своей работе классному руководителю необходимо выполнять определенные задачи: приоритетные Министерства просвещения. Там сказано, что такой педагог должен отвечать за:

создание в своем классе благоприятных условий за счет взаимного уважения и взаимопомощи, а также искоренения всех видов насилия, травли и жестокого отношения; духовное и нравственное развитие учеников на основе принятия и соблюдения как российских, так и общечеловеческих традиционных ценностей; формирование внутренней позиции у ученика в отношении негативных явлений: травли в сети, жестокости, а также употребления наркотиков и алкоголя; развитие у школьников активной гражданской позиции и чувства ответственности за Россию; формирование у учеников способности реализовать свой потенциал с помощью научных и творческих сообществ, волонтерских организаций и детских общественных движений.

Также классный руководитель должен интересоваться вопросами, волнующими современную молодежь, изучать новинки информационных технологий.

Обязанности

Анализировать успеваемость школьников своего класса и динамику их общего развития. Следить, чтобы дети не пропускали уроки, помогать тем, кто стал учиться хуже, координировать работу учителей, которые преподают его классу другие предметы. Устраивать внеурочные мероприятия (в том числе классные часы) и привлекать детей к работе школьного коллектива. Следить за соблюдением техники безопасности во время различных мероприятий — как школьных, так и внеклассных. Помогать в решении личностных проблем и сложных ситуаций, если дети с ними столкнулись. Следить за поведением ребят и при необходимости принимать профилактические меры. Например, привлекать правоохранителей к воспитательной работе, а также организовывать для учеников психологическую, социальную и правовую помощь. Вести документацию. Большинство документов перечислены в рекомендациях Минобрнауки, однако полный список может отличаться в зависимости от школы, в которой педагог работает. Обычно перечень прописан в положении о классном руководстве конкретного учебного заведения.

Какие документы заполняет классный руководитель

Дневники школьников; их личные дела; план воспитательной работы и классного часа; протоколы родительских собраний; характеристики учеников по запросу органов соцзащиты или полицейских; дневник индивидуальной работы с трудными ребятами; социальный паспорт класса.

Качества классного руководителя

Прежде всего классный руководитель должен быть человеком, который любит детей, рассказала «Ленте.ру» учитель русского языка и литературы московской школы №1440 Майя Дорофеева. По ее словам, такому педагогу нужно быть на одной волне с детьми.

«Классный руководитель должен понимать, какие у учеников интересы (потому что в зависимости от возраста интересы у детей будут разные) и стараться правильные, положительные интересы удовлетворить. Кроме того, у него должно быть развито чувство эмпатии, сопереживания, потому что классный руководитель — это как вторая мама. Нужно быть внимательным к ребенку, увидеть, когда с ним что-то не так», — отметила она.

Хороший педагог знает психологические особенности детей из своего класса, осведомлен об их здоровье. Добиться этого поможет в том числе активное общение классного руководителя с родителями — как во время родительских собраний, так и с помощью чатов в мессенджерах Майя Дорофеева педагог

Майя Дорофеева уточнила, что ситуации могут быть разными: может быть, у ученика что-то случилось дома или ему плохо в коллективе, его кто-то обижает. А может, у него возник конфликт с учителем. И вот в этот момент классный руководитель должен прийти ему на помощь, поговорить с ним, успокоить или помочь каким-то делом.

«Если ребенок, наоборот, счастлив, классный руководитель должен поинтересоваться, почему он такой радостный. Например, дети приезжают, допустим, с соревнований, завоевали какую-то очень серьезную, важную награду, а об этом никто не знает. И педагог может рассказать об этом, показать, что этот ученик силен в спорте. Может быть, он в учебе не очень хорошо успевает, а здесь у него талант», — добавила преподаватель.

Кроме того, классный руководитель должен быть требовательным, потому что от него зависит и успеваемость детей, и посещение ими уроков, и взаимоотношения в коллективе. И если в классе что-то не так так, именно ему нужно предпринимать некие действия, сплачивать коллектив, разрешать конфликты.

Классный руководитель должен прививать детям человеческие качества: учить приходить на помощь, учить быть добрыми, не обижать толпой одного — ну и вообще никого не обижать. Приобщать к искусству, к истории, потому что очень много сейчас вариантов посещения экскурсий, театров, концертов и так далее Майя Дорофеева педагог

Что классный руководитель не может делать

Как и обычному учителю, ему запрещено занижать ученику оценку, чтобы наказать его за проступок или продемонстрировать свое негативное отношение. Также классный руководитель не может оскорблять или унижать школьника, придумывать ему прозвища или злоупотреблять его доверием.

В числе других запретов — разглашение личной информации об учениках и их семьях посторонним лицам. Также классный руководитель не может выводить свой класс за пределы школы без соответствующего разрешения директора.

За нарушение прав учеников классный руководитель может быть привлечен к ответственности. В зависимости от степени нарушения ему могут выписать штраф, сделать выговор, уволить или даже привлечь к уголовной ответственности.