В автозаках станет просторнее
Специальные железнодорожные вагоны для перевозки заключенных могут остаться в прошлом — Минюст утвердил приказ, по которому конвоировать на дальние расстояния сидельцев предписано автомобильным и воздушным транспортом. Спецтранспорт больше нельзя набивать заключенными, в одиночные камеры автозаков запретили помещать тучных и очень высоких людей, а беременным и кормящим женщинам разрешили подогревать еду на кухне вагонзака. «Парламентская газета» узнала, как будут этапировать спецконтингент с 2025 года.
Беременным и инвалидам — отдельное авто
Утвержденная кабмином Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года предусматривает гуманизацию условий содержания людей в местах лишения свободы. В июле Минюст представил для общественного обсуждения проект приказа о новом порядке конвоирования по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями. На днях ведомство приказ утвердило, он вступит в силу 1 января 2025 года.
Сейчас в общих камерах спецавтомобилей можно сажать людей из расчета 0,5 квадратного метра на человека. Если площадь одного места меньше, а дорога дальняя, то есть больше двухсот километров, или на улице жарко — больше 25 градусов по Цельсию, то начальник управления Федеральной службы исполнения наказания может своим решением сократить количество перевозимых заключенных на 30 процентов.
Если переезд занимает больше шести часов, в пути должны сделать как минимум одну санитарную остановку и создать «необходимые условия для приема пищи». Беременные женщины и мамы с детьми смогут подогревать питание, молоко и чай на кухне караула при конвоировании в спецвагоне. Для перевозки инвалидов и больных предоставят транспорт с необходимыми для их здоровья условиями размещения. При протяженности маршрута больше 500 километров инвалидов-колясочников и беременных женщин будут перевозить по этапу на воздушном транспорте. Если дорога короче, то их повезут на отдельной машине. В документе указано, что железнодорожный транспорт будут использовать только при невозможности перемещения конвоируемых лиц автомобилем или самолетом.
Достойны человеческого отношения
В автозаках предписано учитывать наличие у заключенных вещей. Запрещено размещать в одиночных камерах спецтранспорта обвиняемых или осужденных с крупным телосложением: речь о чрезмерной полноте или высоком росте. В целом правила написаны подробно, чтобы исключить возможности толкования и применения тех или иных норм по усмотрению должностных лиц, отметил ознакомившийся с документом зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. «Это обеспечит неукоснительное соблюдение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, — сказал он «Парламентской газете». — Притом что безопасность при транспортировке заключенных является безусловным и первым приоритетом, мы не должны забывать, что имеем дело с нашими гражданами, которые хоть и оступились, но достойны человеческого отношения».
Новые нормы не предполагают излишеств — они просто справедливы, добавил Выборный. Это, по его словам, соответствует духу времени.
Правозащитники давно добивались соблюдения санитарных правил и норм при транспортировке оказавшихся за решеткой людей, рассказал нашему изданию член президентского Совета по правам человека Александр Ионов. Особенно остро вопрос стоял с дальними этапами — перевозками заключенных между регионами к месту отбывания наказания. «Такие этапы могут длиться целый месяц, в течение которого люди испытывают проблемы с приемом пищи, получением медпомощи, особенно трудно маломобильным гражданам», — подчеркнул член СПЧ.
«Воронки» и «Столыпины»
В советское время за вагонами, перевозившими заключенных, закрепилось прозвище столыпинских, или просто «Столыпиных». Хотя вагоны специальной конструкции были построены в начале ХХ века для транспортировки вполне свободных людей, переселявшихся на восток страны. Александр Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» писал о столыпинском вагоне: «История вагона такова. Он, действительно, пошел по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но — для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) — но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль».
Современный вагонзак является модификацией стандартного пассажирского вагона. Те, что ходят по рельсам сейчас, начали собирать в 2004 году. Один вагон обеспечивает размещение 75 человек спецконтингента в трех малых и пяти больших камерах. Предусмотрено десять служебных мест.
Современные автозаки собирают на базе российских грузовиков. По стандартам ФСИН в транспорте должен быть кондиционер, система отопления и видеонаблюдение в каждой камере. В советское время транспорт для заключенных называли «воронок», слово вошло в употребление в 1930-е. Тогда о комфорте сидельцев пеклись мало: машины забивали арестантами, в них не было окон, зимой холодно, а летом жарко. Тем не менее даже тогда конвойная служба работала по строгому специальному распорядку.