Мария Захарова в роли узбекского завуча
Случай с избиением ребенка в узбекской школе за то, ученик попросил перевести на русский язык слова учителя, неожиданно вышел на уровень международного скандала. МИД России выступил с заявлением.
«К узбекистанской стороне обращена настоятельная просьба дать правовую оценку случившемуся и в случае обоснованности – принять меры к виновнику жестокого обращения с ребенком», – заявила представитель дипведомства Мария Захарова. Также МИД России сделал представление послу Узбекистана в Москве.
Россотрудничество в свою очередь попросит российские органы рассмотреть возможность запрета на въезд в Россию учительнице, избившей школьника в Ташкенте.
В ответ российский МИД получил отповедь от вице-спикера парламента Узбекистана Алишера Кадирова о том, что России «следует заниматься своими внутренними делами».
Вообще, это достаточно серьезный дипломатический уровень. Выше только уровень Правительства и Президента. Скажется ли это на отношениях России и Узбекистана и какие выводы последуют?
Но мы все же решили подойти к этой истории не только с точки зрения политики, но и посмотреть на нее глазами педагогов и просто по-человечески.
Давайте вспомним, с чего все началось. В школе №188 Ташкента учительница русского языка избила школьника, попросившего ее вести урок на русском. Видеозапись, запечатлевшая конфликт, мгновенно разлетелась по сети. На кадрах видно, как женщина силой выволокла ребенка с его места, а потом схватила за горло, прижала к доске и несколько раз ударила по лицу.
Родители мальчика, увидев запись, пришли в шок. Они позвонили учительнице, но та вместо извинений заявила: «Узбекистан – это страна для узбеков, а остальные пусть уезжают». После этого родители пострадавшего школьника написали заявление в прокуратуру.
Согласно узбекскому законодательству, директор должен получить предупреждение, а учитель – заплатить штраф. Однако Baza пишет, что после инцидента директор школы уволилась «по собственному желанию».
Что касается преподавательницы, то она, по данным Управления дошкольного и школьного образования города Ташкента, пришла на работу в это образовательное учреждение совсем недавно и даже еще не была официально оформлена. Скандал произошел в ее первый рабочий день. Вообще, историю этого школьного инцидента читаешь как сводку происшествий: "избила», «напала»…
В соцсетях – предсказуемый взрыв эмоций.
Диана Р. пишет: «Несчастные дети, что за учитель, как он научит великому и могучему??»
Тамара Хукторянская: «То есть Узбекистан для узбеков, тогда что здесь делают узбеки?»
Дмитрий Е.: «Из пустяка Мария Захарова умудрилась раздуть международный скандал высокого уровня. Впрочем, дальше скандал не пойдёт, ведь Россия и Узбекистан взаимозависимые дружественные страны».
Всего в Узбекистане около 10 тыс. школ. Из них тысячи школ полностью с русским языком обучения. Есть школы, где обучение ведется на двух языках – на русском и на узбекском.
Русский язык по-прежнему занимает первое место после узбекского по количеству часов преподавания в школах в республике. В Узбекистане также действуют 14 филиалов ведущих российских вузов.
То, что русский язык в Узбекистане изучают – факт для России крайне важный.
«Притеснение русского языка связано с тем, что вымывается поколение, которое знало русский язык. В республике мало возможностей его изучать, поэтому мы строим школы. В Государственной думе на днях ратифицировали внесенный правительством документ о создании центра для одаренных детей в Таджикистане.
Строим школы, и построили уже в Таджикистане, в Киргизии, будем строить в Узбекистане и так далее – в тех странах, которые хотят сохранять русский язык. К сожалению, не все хотят. Например, Украина не хочет», – заявил «СП» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин.
Не все в русскоязычных школах в Средней Азии идет гладко. Не все в порядке и с учебниками, которые нередко представляют Россию как «завоевателя» с «имперскими амбициями». И этим вопросом уже занимаются и в Госдуме, и в Министерстве просвещения.
Но давайте подойдем к этой истории в узбекской школе просто с человеческой точки зрения. И вспомним заодно, мало ли в России случаев, когда учителя занимались в школе рукоприкладством?
Вот, например, в апреле этого года в школе № 62 Екатеринбурга учитель ударила ученика телефоном. «Рот закрыл! Мразь нахальная», – кричала выведенная из себя учительница ребенку. Конфликт записал на видео одноклассник, он разошелся по соцсетям.
А в марте 2023 году я разбиралась в отвратительной ситуации, когда воспитатель кадетских классов столичной школы, майор, избил ученика на уроке за то, что ему не понравилась прическа подростка. Дискуссия вокруг этого инцидента дошла до Следственного комитета и одновременно подняла вопрос о допуске военных к преподаванию к школе.
Конечно, профессия учителя – не из легких, особенно учитывая нагрузки и особенности работы в переполненных классах. Но есть в педагогике неписаный закон: бить ученика недопустимо, это уголовно наказуемое деяние, к ребенку учитель не имеет права прикасаться.
«Сейчас в атмосфере много взаимной ненависти. Учитель в узбекской школе, на мой взгляд, поступил антигуманно, и это в какой-то степени может отражать геополитическую ситуацию, которая сложилась сейчас. Я часто вспоминаю стихи, в которых есть слова: «Если есть на свете детский Бог – спаси детей от ненависти!».
Переводить случай в ташкентской школе, лежащий в рамках педагогики, на дипломатический уровень, я считаю просто нелепо. Это лежит скорее в плоскости нравственного, этического уровня. А еще у меня вопрос: где был директор этой самой школы в Ташкенте? Почему он допустил, что на уроках происходит подобное? Я бы разобрался в этой истории просто с профессиональной педагогической точки зрения», – заявил «СП» заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург.
И давайте уж начистоту: много ли у нас друзей в ближайшем окружении? Много ли союзников, которые готовы поддержать? Отношения России и Узбекистана – это на сегодня пример добрососедства и партнерства. Да, есть проблемы, но они решаемы. Так стоит ли доводить дело до дипломатического скандала?
«Я несколько раз бывал в Узбекистане. Лично смог убедиться, что отношения между русскими и узбеками – нормальные, дружественные. Когда я подарил книгу директору школы, находящейся в 40 км от Самарканда, она расплакалась. Это нормальные человеческие отношения. Но кому-то выгодно раздувать вражду между русскими и узбеками. Кому-то это, выходит, на руку, чтобы поссорить узбеков с русскими. На самом деле отношения с партнерами надо беречь. А плохие учителя есть везде, в том числе и в России. Это печально, но неизбежно.
Думаю, в Узбекистане сами разберутся в произошедшем и дадут этому инциденту правовую оценку, исходя из Закона об образовании Узбекистана. Забить ржавый гвоздь в российско-узбекские отношения просто. Наладить потом все снова будет сложнее», – заявил «СП» историк, политолог, профессор МГИМО МИД России Евгений Кожокин.
Да, факт остается фактом: на уроке русского языка в узбекской школе произошел неприятный случай. Но стоит ли делать после этого далеко идущие выводы о межнациональных отношениях? Думаю, проще разобраться во всем по-соседски, а педагогам – дать возможность решить проблему своими методами.