Когда вступит в силу новый перечень ЕГЭ для поступления в вузы
В вузах, школах и семьях продолжают изучать проект перечня вступительных экзаменов в вузы, который в открытом доступе разместило министерство науки и высшего образования.
С физикой, но без иняза
Напомним главное. Первым и неизменным экзаменом на все направления остается русский язык. Хотя ранее очень громко обсуждалась инициатива заменить его на формат "зачет-незачет" для технических направлений подготовки. Далее - профильный предмет из списка обязательных, при этом вуз выбирает этот предмет из рекомендованных перечнем, указанным в документе. И плюс еще один или два профильных предмета из оставшихся в списке (вуз может сделать этот выбор сам или предоставить его абитуриенту).
Как пишут в сводном отчете к проекту документа, в перечне "увеличена роль физики при поступлении на инженерные специальности и направления подготовки". Также абитуриенты, поступающие на педагогические направления, обязательно будут сдавать вступительное испытание, соответствующее профилю подготовки школьных учителей. То есть будущий физик сдает физику, будущий биолог - биологию. Логично. Но есть и не очень логичные моменты. Так, из списка для экономики и менеджмента исчез ЕГЭ по иностранному языку.
Дайте срок?
В документе стоит дата вступления в силу - 1 марта 2025 года. И тут начинается самое любопытное. Кажется, что раз перечень вступает в силу в марте, то уже летом 2025 года выпускники будут поступать в вузы, ориентируясь на этот новый список. Такая ситуация совершенно не устраивает ни вузы, ни самих абитуриентов и их родителей. Слишком мало времени на "переобуться". Так ли это?
Если заглянем в правила приема в вузы, утвержденные минобрнауки, увидим нормативное требование: вузы публикуют правила приема и список экзаменов для каждого направления подготовки - внимание! - не позднее 20 января года поступления. Что это значит? Что 20 января 2025 года все правила приемной кампании на 2025/26 учебный год должны быть уже представлены абитуриентам. Все, включая перечень экзаменов по каждому направлению. И значит, в этих правилах на 2025/26 учебный год еще не будет тех изменений, которые предусматривает так горячо обсуждаемый перечень экзаменов. Ведь он вступит в силу в случае утверждения только в марте 2025-го. То есть все те новинки, которые предлагаются, заработают в прием на 2026/27 год. Вузам и родителям, получается, можно выдохнуть. Те, кто окончит школу в 2025 году, будут поступать по действующему перечню.
На три-четыре
Минобрнауки напоминает в официальных соцсетях: "Ученики выпускных классов должны определиться с дисциплинами, по которым будут сдавать ЕГЭ, до 1 февраля 2025 года. В свою очередь, университетам необходимо опубликовать перечень вступительных испытаний не позднее 20 января 2025 года".
Но тем не менее к перечню есть вопросы. "РГ" узнала у экспертов, что они думают.
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО:
- Перечень ЕГЭ для поступления на то или иное направление подготовки должен меняться, он не может быть постоянным, так как меняются требования и содержание самих направлений. Мы, к примеру, очень давно настаивали на необходимости требовать ЕГЭ по профильной математике от поступающих на направления "Международные отношения" и "Юриспруденция", на те отделения, которые связаны с цифрой. Это, например, программы по цифровой юриспруденции или большим данным в международных отношениях. Здесь без знания математики не справиться. Вижу, что на это в министерстве согласились: математика появилась.

Но удивило исчезновение ЕГЭ по иностранному языку из направлений экономики, менеджмента, социологии. Мне кажется, это не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Поясню. Возьмем менеджмент. Мы все время говорим об интернационализации обучения, в том числе применительно к Глобальному Югу, к нашим сегодня самым активным соседям по экономическому сотрудничеству - я имею в виду Китай, Индию. Но сотрудничество с этими странами осуществляется ведь чаще всего на английском языке. Конечно, хорошо, если кто-то выучил китайский и индийский. Так в любом случае в ЕГЭ для поступления на эти направления нужен иностранный: хинди, английский, китайский, персидский. Из школы должен приходить уже подготовленный абитуриент, с фундаментом знаний по языку. И никаких "потом в институте выучит". В институте мы максимум полтора года закрепляем базу, грамматику и потом переходим на специальную терминологию, которая есть в каждой отрасли. А это очень нелегкое дело. Огромное количество определений, слов, которые надо адекватно переводить.
Еще раз повторяю: наши ближайшие партнеры - Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка - это все язык. Если мы не будем запрашивать ЕГЭ по иностранному, боюсь, стимула учить его в школе у определенного числа детей не будет.
Денис Кузьмин, директор физтехшколы биологической и медицинской физики МФТИ:
- Одна из главных дискуссий об образовании сейчас посвящена появлению нового перечня экзаменов для поступления в вузы. В проекте учтены и новые уровни высшего образования, и изменения в Едином госэкзамене, и обновленные подходы к льготам для олимпиадников. Хочу обратить внимание на то, что во всех случаях у министерства науки и высшего образования достаточно осторожная позиция. Они плотно работают с ведущими вузами, школами и другими вовлеченными организациями. Подчеркну: то, что сейчас опубликовано в открытом доступе, - проект, который еще будет обсуждаться. И, скорее всего, вряд ли в итоге будут приняты какие-то радикальные решения.
Не уверен, что массовой станет практика расширения числа ЕГЭ до четырех предметов. На мой взгляд, трех более чем достаточно. Скорее всего, будет реализован наиболее консервативный сценарий: в 99% случаев останутся те самые три предмета ЕГЭ, к которым все привыкли, то есть русский язык и две дисциплины по профилю вуза и факультета.
Серьезные изменения - а в перечне есть такие - должны вступать в силу как минимум через два года после их публикации
Но, конечно, принимать во внимание надо широкий перечень. Например, в этом году к нам на биологическое направление поступил медалист олимпиады по физике, поступали и ребята с Единым госэкзаменом по информатике.
Но в нынешнем проекте экзамены внутри направлений ограничены. Это для нас достаточно чувствительный момент. Раньше для наших направлений по биологической и медицинской физике вторым обязательным экзаменом после русского языка традиционно была математика, а третьим мы могли брать или физику, или химию, или биологию. Теперь на прикладную математику и физику - один выбор, на биотехнологии - другой. Все идет к тому, что широкого выбора предметов уже не будет.
Джомарт Алиев, первый проректор РГСУ:
- Видим в данном решении весьма существенные преимущества и оцениваем его как очень важный шаг в модернизации системы образования, который позволит вузам глубже познакомиться с будущими студентами и организовать более точный и правильный выбор профессии.
Дело в том, что выбор вуза для получения будущей специальности выпускниками школ часто определяется либо эмоциональной составляющей, либо настойчивым желанием родителей определить будущее своего ребенка. И нередко подобный выбор оказывается ошибочным.
Новые подходы к приемной кампании, с одной стороны, помогут абитуриенту сделать выбор профессии более осмысленным, а вузу, с другой стороны, - получить более конкретную обратную связь относительно того, насколько этот выбор верен. Говоря о рисках нововведения, стоит отметить сроки. Внедрение этих новых решений, с высокой долей вероятности, будет идти интенсивно, ускоренными темпами. И это может привести к определенным "ошибкам роста" в системе приема экзаменов".
Ольга Ребковец, и. о. ректора Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга:
- Основной вопрос и беспокойство, которое вызывает предложенный перечень, - срок его вступления в силу. Многие абитуриенты начинают готовиться к выпускным экзаменам не в начале последнего учебного года, а заранее, с 9-го класса. Согласна с мнением многих представителей академического сообщества, что серьезные изменения - а в перечне есть такие - должны вступать в силу как минимум через два года после их публикации. Чтобы и у школьников, и у родителей, и у вузов была реальная возможность переориентироваться. Мы как региональный университет, например, по ряду направлений набора очень привязаны к тому, какие экзамены выбирают ребята. Наша аудитория - это в первую очередь школьники Камчатского края. И если биологию, в принципе, не очень многие выбирают, то нам предстоит серьезно мотивировать выпускников на более активную сдачу этого экзамена. Это значит не просто поменять перечень ЕГЭ для вуза, а еще и провести огромную профориентационную работу и переориентировать школьников на другие экзамены.
Между тем
В соцсетях уже вовсю говорят о проведении экзаменационной кампании 2025 года. Заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский напомнил выпускникам о важных моментах в подготовке к Единому госэкзамену.
1. Не стоит рассчитывать на так называемые "варианты заданий с Дальнего Востока" и пользоваться услугами сомнительных граждан, которые уже сейчас предлагают зарегистрироваться на отдельных сайтах, чтобы потом, ближе к делу, получить доступ к контрольно-измерительным материалам или ответам к ним. Как правило, предлагают они это не бесплатно, а на выходе - обман.
- За последние несколько лет не было зафиксировано ни одного факта утечки экзаменационных материалов ЕГЭ, - отметил Круглинский. - Только планомерная подготовка в течение учебного года позволит подготовиться как следует и получить объективные результаты Единого государственного экзамена.
2. Необходимо четко соблюдать требования установленных регламентов и правил, в том числе четко знать процедуру подачи заявления на сдачу ЕГЭ. Этот перечень, где выпускник указывает предметы, которые собирается сдавать, подается до 1 февраля года выпуска из 11-го класса. В случае с ОГЭ срок - до 1 марта.
- К сожалению, летом этого года более 200 выпускников не смогли принять участие в экзаменах, потому что их родители отказались от подачи заявления на ЕГЭ, - сообщил Игорь Круглинский. - На протяжении всего лета и сейчас продолжаются работы с комиссиями по делам несовершеннолетних, выносятся судебные решения, чтобы впредь родители не препятствовали получению аттестатов и не лишали таким образом детей возможности продолжить обучение.
Все родители должны обеспечить детям получение основного общего и среднего общего образования, а также дать возможность учиться дальше - в колледжах или вузах.