Профессор Амиров: Советский учитель был фигурой уважаемой

Группа депутатов Госдумы хочет штрафовать за публичное оскорбление учителя при исполнении им своих обязанностей. Эту инициативу озвучил член думского комитета по просвещению, не нуждающийся в представлении Анатолий Вассерман. Причем штрафовать предлагается и в том случае, когда оскорбление нанесено в интернете, что можно считать веянием времени.

Профессор Амиров: Советский учитель был фигурой уважаемой
© Российская Газета

Сумма штрафа обсуждается, но дело здесь, конечно же, не в сумме, а в принципе. Учитель - человек с особым общественным статусом, и его, безусловно, нужно защитить. Потому что, защищая учителей, которых по данным Росстата, в России 1,2 миллиона, мы защищаем и наше школьное образование, и воспитательный момент тоже присутствует. И уже только поэтому инициативу, наверное, нужно приветствовать. Правда, есть один нюанс.

Дело в том, что повышение статуса учителя вряд ли возможно без изменения статуса самой школы. Если точнее - возвращения этого статуса к изначальному, когда школа учила и воспитывала, а не только оказывала образовательные услуги.

Советская, да и русская, школа отвечала не только за знания по математике, русскому языку и физике, но и за формирование у школьника гражданственности. Именно поэтому аттестат о среднем образовании, который выдавали по окончании школы, назывался именно "аттестатом зрелости".

Школа обладала большими правами, письмо классного руководителя на предприятие, где работали отец или мать злостного двоечника, запросто могло привести к очень принципиальному обсуждению на собрании трудового коллектива. Семью, в которой дети не ходили на уроки, немедленно посещал по представлению школы участковый.

По сути, с детьми и подростками работала воспитательная триада: семья - школа - государство. И работала эффективно.

Со школой советовалась милиция, школьная характеристика часто представлялась в военкомат и при поступлении в вуз. Именно поэтому учитель при довольно невысокой и в те времена зарплатой был фигурой уважаемой. Высокие моральные требования предъявлялись и к самому преподавателю.

Фактическое нивелирование в постсоветской школе этого, системообразующего на самом деле, начала под предлогом "деидеологизации" учебного процесса быстро привело к печальному результату. Есть среди нас люди, которые, к сожалению, воспринимают сегодня школу исключительно как функцию, а учителя - как безликий винтик.

Добавила остроты проблеме взаимоотношений медиатизация: любой ученик может записать ошибку педагога или его неудачное высказывание на смартфон и выставить учителя на посмешище. Нередкими стали случаи откровенной травли учителя в Сети. Противостоять этой травле трудно. Нужно ли удивляться, что стране не хватает около 250 тысяч школьных учителей, а 20 регионов испытывают существенный дефицит.

Поэтому законопроект Анатолия Вассермана и его коллег-депутатов является вполне своевременным. Но проблему он может скорректировать лишь отчасти. Потому что решение может быть только комплексным, системным и связанным с анализом опыта советской школы и возвращением незаслуженно отобранных у школы прав и задач. Главная из которых - воспитание личности. И тогда штрафовать, возможно, никого и не придется.