что делать с частыми скандалами в школах

«Школа переживает кризис, и все эти случаи — не совпадение, а плоды этого кризиса. В чём же он? На мой взгляд, глобальная причина в том, что учитель утратил и авторитет, и миссию. На педагога смотрят как на обслуживающий персонал, который должен передать знания изо рта в уши, но миссии воспитать из ребёнка человека он больше не несёт и самоуничижается от осознания этого. Родители дома позволяют себе обсуждать учителя в оскорбительной манере. И надо ли удивляться тому, что дети, приходя в школу, не уважают педагога и снимают его украдкой в самые неподходящие моменты на телефон? А учитель не может возразить: он лишён таких прав».

что делать с частыми скандалами в школах
© RT на русском

Многовато скандалов из школ за последние даже пару-тройку недель. Вот самый свежий: в Уфе учительницу обвинили в травле учеников. Мать одного мальчика опубликовала в соцсетях аудиозапись, склеенную из разных фрагментов. Учительница, надрывая связки, орёт: «Сиди тут, курица! Хлопает на меня своими глазами! Вчера чё делал по русскому языку?! А вдруг я не объяснила! Но весь-то класс понял! Чё ты сюда приходишь, в школу? Для чего-о?! Если ты учиться приходишь, то ты учись! Что-о-о?! Что непонятного в этих числах?», «Вы тупите вообще просто невозможно. Вообще телефоны из рук не выходят. Вы приходите с выходных абсолютно обнулённые», «Перестали шуметь!»

Прослушавшие запись пользователи признали в ней учительницу, которой «нельзя работать с детьми». Мама мальчика пообщалась с местными СМИ и сказала, что педагог регулярно травит её сына — мало того что обзывает, так ещё и отсадила ото всех, сказав другим детям, что он плохой, и запретила к нему подходить. Мальчик получил психологическую травму и не может всё это забыть. Женщина ещё говорила, что неоднократно пыталась найти контакт с педагогом, но та вела себя высокомерно.

Но тут в СМИ выступила и сама учительница со своей версией, а также родители других учеников, которые поддержали её, заявив, что «у любой медали две стороны — надо смотреть на обе».

Они пообещали запустить петицию в защиту любимого учителя.

«Я больше так не могу! Я устала!» — жаловалась со своей стороны журналистам педагог и называла все обвинения в свой адрес абсолютной ложью. Она говорила, что мальчик не хочет учиться, на уроках ведёт себя безобразно, срывает занятия, у ребёнка зависимость от телефона — он ночью играет, а на уроках спит, домашнее задание не делает, приходит с пустой тетрадью. «А ведь это четвёртый класс!»

Мама же мальчика отказывается переводить сына не только в другую школу, но даже в другой класс. Она просто приходит в школу и скандалит с учительницей. А однажды, по словам преподавателя, мама написала ей: «Не уволилась ещё? Я тебе корону-то снесу». Подключились и другие родители, которые говорили, что мальчик агрессивный, а учительница замечательная. После скандала в сети в школу съехались чиновники из Министерства образования, представители прокуратуры. Но один вопросик всё-таки остался.

Зачем учительница на той записи орёт и обзывается?

Свой крик она объяснила тем, что размер классной комнаты — 60 квадратов. Помещение очень гулкое, и повышенный голос слышится в нём как крик. Но всё же никакая гулкость не объяснит и не оправдает тех базарных интонаций, которые явственно слышны в голосе преподавателя. Вот так не стоит разговаривать с детьми, даже с агрессивными мальчиками, которые приходят на урок с пустой тетрадью. И ни при каких условиях не стоит обзывать детей тупицами и курицами: в этом возрасте они слишком впечатлительны и могут принять эти определения от взрослого как данность. Лучше тогда вообще не работать с детьми. Кроме того, слышно, что учительница обращается к детям во множественном числе, её крик направлен не на одного мальчика.

Да, у этой ситуации, очевидно, две стороны, но обе — некрасивые.

Ни мама, ни учитель не заинтересованы в том, чтобы найти выход, они воюют так, что готовы снести друг с друга короны, и, скорее всего, в этом главная цель их эпической битвы на всю страну.

Увы, щитом с обеих сторон выступает ребёнок, о котором не хотят позаботиться ни мама, ни учитель, слишком занятые своей войной.

Видите, что происходит? Дети снимают учителей на телефон. Вот недавно был случай с красноярским учителем труда: он выругался нецензурно на старших учеников, которые его довели. И пошла волна по интернету. Хотя я почти уверена, что и сами ученики не брезгуют такими выражениями, да и их родители. И положа руку на сердце: может ли родитель возмущаться этим учителем, если он сам отпускает такие словечки дома? Общаются теперь родители и школа через СМИ, все скандалы первым делом выливаются в сеть и становятся достоянием общественности. Школа переживает кризис, и все эти случаи — не совпадение, а плоды этого кризиса.

В чём же он? На мой взгляд, глобальная причина в том, что учитель утратил и авторитет, и миссию.

На педагога смотрят как на обслуживающий персонал, который должен передать знания изо рта в уши, но миссии воспитать из ребёнка человека он больше не несёт и самоуничижается от осознания этого.

Родители дома позволяют себе обсуждать учителя в оскорбительной манере. И надо ли удивляться тому, что дети, приходя в школу, не уважают педагога и снимают его украдкой в самые неподходящие моменты на телефон? А учитель не может возразить: он лишён таких прав. К примеру, уфимская учительница не преминула пожаловаться: она забирает перед уроком у учеников телефоны, но тот мальчик свой не сдал и записывал её украдкой. Совершенно очевидно, что школа сама с этим кризисом не справляется и не справится.

Буквально на днях депутаты Госдумы предложили свою помощь — ввести штраф до 700 тыс. рублей за оскорбление учителя. Но деньгами этот вопрос не решить: авторитет и миссия не продаются и не покупаются. Меры должны быть комплексными. К примеру, СПЧ предлагал выделить учителей в качестве особого субъекта госзащиты в рамках административных производств, ввести оценку за поведение, что могло бы укрепить дисциплину в школе и дало бы возможность корректировать поведение ученика. А сами педагоги на встречах с нами предлагают оставлять детей на второй год без согласия родителей и усилить ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию.

По внутренней статистике СПЧ, которая ведётся на многочисленных встречах с учителями в разных регионах, более 65% педагогов сталкиваются с унижениями и дискредитацией их профессионализма. Что-то делать срочно надо, но, по моему глубокому убеждению, денежные штрафы этой проблемы не решат. К тому же «до 700 тыс.» — это непомерно много для среднестатистической семьи. Штраф должен исправлять, а не разрушать жизнь семьи, загоняя её в кредитную кабалу. Полагаю, на первом этапе мог бы помочь «неуд за поведение», а также присутствие камер в классах, но отсутствие смартфонов у детей.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.