Депутаты Госдумы предлагают взять квадроберов под контроль

Лето 2024 года выдалось жарким, и горожане устремились в парки. Привычная глазу картина: пожилые люди на лавочках, младенцы в колясках, на лужайке резвится пара такс, а рядом с ними на четвереньках весело скачут дети в кошачьих масках и с пушистыми хвостами… Стоп. Лишняя деталь парковой жизни — квадробинг, новая субкультура, к октябрю захватившая внимание детей, родителей и СМИ. Одни эксперты опасаются, что подражание животным влияет на психику подростков, другие призывают оставить детей в покое. В Госдуме разрабатывают законопроекты, предлагающие взять движение под контроль или вовсе сделать пропаганду явления незаконной.

Депутаты Госдумы предлагают взять квадроберов под контроль
© РИА Новости

Не трогай — укусит

Субкультура квадроберов объединяет в себе спорт и косплей, то есть воссоздание образа животного. Название произошло от латинского слова quattuor — четыре и английского aerobics — аэробика. Дети передвигаются на четвереньках и выполняют различные трюки, имитируя движения кошек, собак, лис, волков или рысей. Важная деталь — маски и хвосты животных, они обязательны для настоящего квадробера.

В России квадробика стала популярна весной 2024 года. Соцсети заполонили ролики с детьми в масках, прыгающими через препятствия или обучающими последователей тонкостям звериной походки. Безобидное на первый взгляд увлечение вызвало жаркие споры в обществе, разделив его на два лагеря.

У противников квадроберов нет недостатка в аргументах. Редкий месяц обходится без скандала в СМИ, связанного с этой субкультурой. Так, в Новосибирске дети после пробежки на четвереньках полакомились кошачьим кормом, слизав его с лавочки. В Мурманской области и в Краснодаре квадроберы искусали других детей, а в Стерлитамаке девочка в маске енота ходила по улицам на четвереньках и рычала на прохожих, сообщило ИА «Регнум».

В соцсетях блогеры выкладывают видео с заботливыми бабушками, которые выгуливают внуков-квадроберов на поводках. А в октябре СМИ растиражировали сообщение о ветклинике в Серпухове, куда мама привела дочку на чипирование. Пока родительница требовала завести медкарту, девочка громко мяукала.

Родителям — штраф, сайтам — блокировка

О необходимости установить контроль над движением квадробинга осенью заговорили в российском парламенте. Как объяснил агентству ТАСС первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Денис Майданов, сначала квадробинг представлялся игрой, но когда дети начали воспринимать его как образ жизни, он перестал казаться таковой. Поэтому, считает депутат, необходим специальный закон, регулирующий сомнительное явление.

Подробнее о содержании такого законопроекта «Парламентской газете» рассказал зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов. Первое направление работы — запрет пропаганды движения. Он позволит блокировать подобный контент, в том числе в соцсетях, объяснил депутат. Второе — введение административных штрафов для взрослых за неадекватное поведение в отношении детей. Например, если совершеннолетний выгуливает ребенка на поводке. Квадробинг — спланированное разложение российского общества через расчеловечивание, считает Свинцов. Он напомнил, что на Западе в ряде стран уже запрещено ограничивать детей в приверженности копировать животных.

Еще более радикальные предложения выдвинул зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов. Он предложил привлекать родителей детей-квадроберов к уголовной ответственности и лишать их родительских прав. Соответствующее обращение, как писала «Парламентская газета», депутат направил в октябре уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.

Дети под защитой

Впрочем, законодатели далеко не единодушны в вопросе о необходимости запрета квадробинга. По мнению председателя Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нины Останиной, не следует слишком остро реагировать на это увлечение. Определение деструктивной идеологии уже дано в Указе Президента № 809, объяснила депутат в беседе с «Парламентской газетой». По документу, это насаждение чуждой российскому народу и разрушительной для общества системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи и так далее.

То есть новая субкультура должна быть не только чуждой, но и разрушительной, чтобы ее признали деструктивной. Но на сегодняшний день в комитете нет статистки от экспертов, криминологов, психиатров, доказывающей, что квадробинг соответствует этим критериям, несет последствия для физического, психического или нравственного здоровья детей.

Останина напомнила, что в российском законодательстве уже есть инструменты для привлечения к ответственности лиц, которые распространяют деструктивные идеи. Кроме того, существует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Среди детей нельзя распространять информацию, которая оправдывает противоправное поведение, побуждает к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью, и так далее. А если квадробер нападает на людей, это подпадает под действующие нормы Уголовного кодекса.

Есть действующие институты и для тех случаев, когда родители нарушают законы и причиняют вред здоровью детей. Например, кормят их кормом для животных. Здесь должны работать органы опеки и попечительства вместе с психиатрами, считает парламентарий.

Наперегонки с обезьяной

Чтобы сформировать собственное отношение к квадробингу, стоит погрузиться в историю этого отнюдь не массового и малопонятного для большинства читателей явления.

Первые квадроберы обходились без поводков и хвостов, делая акцент именно на физических достижениях. Основателем этого спорта называют японского атлета Кэнъити Ито. В детстве его считали некрасивым и дразнили «обезьяной», но мальчик не обижался. Именно эти животные в итоге сделали его знаменитым. Наблюдая за невероятно быстрыми обезьянами породы патас, Ито разработал собственную методику бега на четырех конечностях. Его достижения даже вошли в Книгу рекордов Гиннесса. В 2015 году японец пробежал стометровку на четвереньках за 15,71 секунды.

Необычный спорт привлек множество последователей. Около десяти лет назад в США зародилось фитнес-движение аnimal flow. Гимнасты имитируют движения кошек, крабов, обезьян, скорпионов, медведей. Упражнения выполняют с опорой на ладони и ступни. Под руководством опытного инструктора подобным фитнесом могут заниматься дети. «Это потрясающий способ вовлечь детей и подростков всех возрастов в движения, которые им понравятся», — сообщил официальный сайт направления. Инструкторов можно найти и в России.

В 2022 году ученые исследовали эффективность квадробики и опубликовали результаты на портале Национального центра биотехнологической информации США. Участников эксперимента разделили на две группы. Юноши и девушки восемь недель занимались фитнесом. При этом одной из групп добавили два часовых занятия квадробикой в неделю. В итоге «квадроберы» выиграли по показателям силы захвата рук и выносливости при отжиманиях. Авторы считают тренировки на четвереньках вполне пригодными для улучшения стабилизации тела и гибкости.

Все позавидуют твоему хвосту!

Когда квадроберы надели маски и принялись шипеть и мяукать, доподлинно неизвестно. Скорее всего, на них повлияли другие западные субкультуры — фурри и терианцы. Первые появились в США еще в 70-х годах прошлого столетия. Фурри надевают костюмы животных из аниме или комиксов, хотя их повадки не копируют. Терианцы же полностью идентифицируют себя как зверей.

Чаще всего квадроберы мастерят маски волков и лис самостоятельно. Мастер-классы по изготовлению без труда можно найти в соответствующих сообществах. В ход идут перья, стразы, краски и мех. На маркетплейсах можно купить и готовые наборы для квадробики, с хвостом, ушками, маской и лапками-перчатками. Цена вопроса невелика — от 500 до 2000 рублей. «Пушистый, отличный хвостик. Рекомендуем», — пишут в отзывах родители. «Линяет!», — жалуются другие, а третьи сетуют: «Дочь довольна, но я карнавала не понимаю».

К сожалению для производителей и продавцов, никакой амуниции квадроберам больше не нужно. Но бизнесмены не готовы сдаваться. Например, маска для квадробинга, сделанная вручную на заказ, стоит от 2,3 тысячи до 10 тысяч рублей. На электронных досках объявлений предлагают фотосессию для квадроберов в образе. Услуга обойдется в 1900 рублей.

Можно заказать юному квадроберу выгул и дрессировку за 600 рублей, а вдобавок за ту же сумму — спецкорм в крафтовом пакете. В пакет положат сладости.

Натуральный лисий хвост у частников стоит 3-4 тысячи рублей. «Квадpобеpы с иcкуcствeнными хвоcтами будут завидoвaть владельцу такого xвостa», — уверяют продавцы. Наконец, на маркетплейсах предлагают домики для квадроберов, похожие на собачью будку. Стоят они от 15 до 30 тысяч рублей.

Костюмчик не по возрасту

О квадробинге говорят как о новом явлении. Но новым здесь стал только возраст ребенка, пояснила нашему изданию детский и семейный психолог доцент Наталья Искра. Дети наряжаются в зайчиков и мишек в каждом детском саду, и это норма развития ребенка. В дошкольном возрасте такие переодевания очень психотерапевтичны, так как позволяют переработать качества, которыми ребенок не обладает в реальной жизни. Например, тихий малыш выбирает маску тигра, и в этой маске может позволить себе быть агрессивным. Маска лисы «разрешает» ребенку быть хитрым и так далее.

Но квадробингом увлекаются не дошкольники, а дети младшего и старшего подросткового возраста. А значит, инфантилизация детей продолжается, отметила психолог. Это приводит к тому, что ребенок позже взрослеет. В предподростковом и подростковом возрасте у него действуют способы психологической защиты, которые уже должны были отойти на второй план. В квадробинге ребенок через образ животного может быть таким, каким бы ему хотелось. Субкультуру используют вместо других инструментов — рационализации или сублимации. Последняя позволяет подростку чувствовать себя успешным через другой вид деятельности. Например, ребенок, который не очень хорош в учебе, начинает писать картины.

Кроме того, на популярность субкультуры повлиял образ жизни детей, уверена Наталья Искра. Современные дети слишком много сидят, часто по десять часов в сутки — на уроках в школе, в кружках, за домашними заданиями. Квадробика дает возможность безопасно высвободить энергию.

Играть, но без перегибов

Защитники субкультуры квадроберов уверены, что переодевания в животных или других персонажей — явление вполне обычное. И тридцать, и пятьдесят лет назад ребята во дворе перевоплощались в черепашек ниндзя или фей, а по телевизору смотрели фильмы с участием великих актеров, исполнявших роли животных. Например, Михаил Боярский сыграл роль кота Матвея в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити» в 1975 году. А роль осла в новом фильме «Бременские музыканты» сыграл Дмитрий Дюжев. Каждый день ему приходилось по несколько часов проводить в кресле гримера.

Понимая, что увлечение квадробингом часто не по возрасту ребенку, нужно следить, чтобы в нем не было перегибов, уверена Наталья Искра. По ее словам, в России достаточно детей с условной нормой. Они в этой субкультуре могут терять границы реальности. Грань между притворством и настоящей имитацией поведения животных может размываться. «Если ребенок начинает есть из миски, это повод сходить к психологу и поговорить о том, что за этим стоит», — сказала эксперт.

Кроме того, очень важный фактор — количество времени, потраченное ребенком на это увлечение. Если дети все свое свободное время проводят в облике какого-то животного, а не в своем собственном, это тоже требует внимания родителей и возможного обращения к специалисту.

И это пройдет…

В том, что квадробинг — явление странное, но безобидное, уверен глава думского Комитета по молодежной политике Артем Метелев. В то же время, когда подражание животным превращается в «неадекватную историю», это становится вопросом психологической безопасности, написал депутат в своем Телеграм-канале.

«Ролевые модели животных для детей — это очень понятный формат. Но когда дети начинают есть реальный корм, испражняться, как собаки, когда их выгуливают на поводках, то это уже вопрос психологической безопасности. Здоровы ли дети, которые так делают?» — задается вопросом Метелев.

В любом случае, полагает парламентарий, тренд на квадробику скоро исчезнет, как и многие другие явления, которые на время становились популярными. В то же время «инструменты блокировки деструктивного контента и ответственности для тех, кто распространяет соответствующую идеологию, у государства должны быть», заключил депутат.