Войти в почту

Квадроберы взорвали поисковики, соцсети и маркетплейсы

По данным «Яндекс Вордстат», с апреля по сентябрь 2024 года в поисковик ввели 2 718 920 запросов по слову «квадробер». Два года назад, в октябре 2022 года, субкультурой интересовалось всего 43 человека. Сообщества в соцсетях набирают тысячи подписчиков за несколько недель, причем взрослые хотят знать о движении чаще, чем дети. А в пресс-службе Wildberries «Парламентской газете» рассказали, что продажи товаров для квадроберов растут в геометрической прогрессии. Как изменилась популярность движения в цифрах, и какие опасности юных квадроберов ждут в соцсетях — в материале нашего издания.

Квадроберы взорвали поисковики, соцсети и маркетплейсы
© Парламентская газета

Кошки интереснее аниме

Субкультура квадроберов объединяет в себе спорт и косплей. Дети передвигаются на четвереньках в масках животных, имитируя движения кошек, собак или рысей. Всего два года назад это движение мало кого интересовало. В октябре 2022 года статистический сервис «Яндекс Вордстат» зафиксировал всего 43 запроса по слову «квадробер». А уже в сентябре 2024 года количество таких запросов превысило 1,3 миллиона, это в 30 тысяч раз больше.

Популярность квадробинга начала расти с весны 2024 года. Так, количество запросов в этом году составило:

Март — 16 171

Апрель — 95 098

Май — 198 186

Июнь — 279 774

Июль — 385 499

Август — 435 498

Сентябрь — 1 324 865

Популярность квадроберов в сети практически сравнялась с косплеерами и фурри, хотя этим движениям не один десяток лет. И те и другие воссоздают образы любимых героев из мультфильмов и комиксов, но фурри — именно животных. Так, по слову «косплей» в Яндексе в сентябре этого года было 813 430 запросов, а по слову «фурри» — 1 181 094.

Родители хотят знать

По данным компании Brand Analytics, подготовленным по запросу РБК, с 1 октября 2023 года по 16 октября 2024 года в русскоязычных соцсетях опубликовали более 1,18 миллиона сообщений с упоминанием квадроберов. Они вызвали более 39 миллионов реакций.

Блоги и сообщества квадроберов пока не могут похвастаться миллионами подписчиков. Но зато найти последователей можно в любой соцсети и на любой интернет-платформе. Так, один из Telegram-каналов, посвященных квадробингу, на 21 октября 2024 года насчитывает более 3600 подписчиков. Месяц назад их было на тысячу меньше. Самое большое сообщество квадроберов «ВКонтакте» состоит из 4 956 подписчиков. Набрать аудиторию удалось буквально за несколько недель — группу создали 13 сентября. Аудитория паблика состоит не только из детей от 10 до 15 лет, рассказала администратор сообщества. Среди подписчиков много взрослых в возрасте 30—45 лет. Это родители или журналисты.

Заинтересованность родителей вполне оправдана. Как минимум не лишне будет проверить, на какие страницы подписан ребенок, увлекающийся квадробингом. Большинство групп публикует вполне безобидный контент, соответствующий возрасту подростка, например, туториалы на движения или фото в масках. Но паблики со словами «квадробинг» в названии могут содержать и материалы для взрослых, в том числе 18+. Одна из таких групп в telegram насчитывает почти 40 тысяч подписчиков.

Карнавал круглый год

Чаще всего квадроберы мастерят свои маски самостоятельно. На маркетплейсах можно купить и готовые наборы для квадробики — с хвостом, ушками, маской и лапками-перчатками. Цена вопроса невелика — от 500 рублей до 2 тысяч.

Спрос на товары для квадробинга в этом году вырос очень резко, рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Wildberries. За три квартала 2024 года люди купили на 4800 процентов больше таких товаров в штуках и на 4700 процентов — по общей сумме продаж. В Москве рост чуть ниже — 4200 процентов и 4400 процентов соответственно. Прежде всего рост обусловлен эффектом низкой базы прошлого года, когда спрос на подобные товары был точечным, отметили в пресс-службе.

Первый товар, в описании которого было слово «квадробинг», на маркетплейсе купили 2 января 2022 года. Это была карнавальная маска. Затем продажи росли в геометрической прогрессии. «До апреля 2023 года ежемесячные продажи не превышали тысячу штук. Всплески продаж приходились на декабрь, традиционное время роста спроса на карнавальные принадлежности. Абсолютный рекорд продаж пришелся на май 2024 года, после этого и до текущего момента спрос остается на стабильно высоком уровне», — рассказали в пресс-службе. При этом у покупателей уже есть тенденция к постепенному охлаждению интереса к товарам для квадробинга.

Игра поколения

Квадробика — явление не новое, рассказал «Парламентской газете» руководитель отдела нематериального наследия Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, доктор исторических наук Юрий Путрик. По его словам, это спортивное явление начало зарождаться в 2000-е годы. Основателем был спортсмен-спринтер из Японии Кеничи Ито, который увлекался бегом на четвереньках. В 2008 году Ито на четвереньках пробежал стометровку за 18,58 секунды. Через семь лет он побил свой собственный рекорд, пробежав такую же дистанцию за 15,71 секунды. С тех пор спортсмен получил прозвище человек-обезьяна.

С 2020 года все больше людей во всем мире стали подражать животным. Подростки начали копировать их повадки и поведение. Важно понимать, что этот тренд распространился благодаря соцсетям, отметил Путрик. В России об этом явлении заговорили в 2024 году. Пока субкультура у нас в стране немногочисленна, но есть тенденция к ее развитию. Интернет-технологии помогают сообществу квадроберов быстро расти и объединять людей со всего мира, находить единомышленников на форумах и в соцсетях. Сегодня представители квадроберов проводят целые семинары, презентации, художественные выставки и выступления, посвященные субкультуре.

Предложения для квадроберов есть не только на маркетплейсах, но и в сфере общественного питания. «Так, в питерском ресторане квадроберы могут заказать овощную тарелку, сыр, колбасу и молоко. Однако одно дело — играть в животных, другое — когда детская шалость выходит за пределы разумного. Сейчас в возникшей ситуации пытаются разобраться эксперты», — сказал Путрик.

Растущее распространение кавдробики вряд ли можно считать опасным явлением для общества, считает старший научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Андрей Соловьев: «Это скорее подвид спортивного занятия, досуговая форма активного времяпровождения, поколенческое явление». Оно вряд ли превратится в устойчивую традицию и поэтому не будет иметь перспектив повсеместного развития как способа самовыражения и ухода от реалий жизни.

Между тем в Госдуме резко осудили практику продажи товаров для квадробинга. Так, зампредседатель Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов планирует подготовить письмо в Минпромторг, чтобы ведомство обязало маркетплейсы переводить подобного рода объявления в статус «теневого бана».