Учимся с интересом: необычные уроки для особенных детей
В столичных реабилитационно-образовательных центрах учатся дети с инвалидностью. Из-за особенностей здоровья, у школьников нередко бывает снижена мотивация к получению знаний. Перед учителями стоит непростая задача — повысить интерес ребят к предмету, сделав процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным. Педагоги из Центра реабилитации и образования №7 поделились своими подходами и методиками, которые можно применять и в школе, и дома.
Да будет музыка из… фруктов!
Учитель физики Михаил Елютин находятся в постоянном поиске новых программ и технологий, чтобы заинтересовать ребенка в познании мира. Так, на уроках физики дети собирают «сладкую» цепь, которая строится из настоящих фруктов.
— Для работы любого электрического прибора нам нужен электрический ток, а, следовательно, источник тока, в качестве которого используются фрукты. Такой источник называется «химическим». Сок лимона, вступая в химическую реакцию с цинком, растворяет его. В результате от цинковой пластины отделяются положительно заряженные ионы и оседают на медной пластине, которая в свою очередь приобретает положительный заряд, — объяснил своим ученикам Михаил.
Спелые плоды становятся элементами электрической цепи и при прикосновении к ним рождается настоящая музыка, которая создается только тогда, когда каждый участник необыкновенного оркестра держит своего партнера за руку.
Занимательные цифры
Учитель математики Александр Лапсаков добавляет в свои уроки игровую и соревновательную составляющую. Для старшеклассников есть методика под названием «ЕГЭ — игрушка». Ученикам за правильные ответы начисляются баллы, ведется специальный рейтинг. На каждом следующем этапе «соревнований» ребята состязаются с конкретным человеком.
Младшим школьникам на каждом уроке во время динамической паузы учитель задает несколько легких вопросов. Победитель выбирается генератором случайных чисел из тех, кто ответил правильно. Счастливчиком, который получит приз, может стать любой из класса.
— Проектная деятельность помогает развивать критическое мышление и креативность. Изучение тех же свойств функций зачастую не вызывает большого энтузиазма. Но все изменится, если предложить детям посчитать стоимость ремонта в своей комнате, используя на практике функции и формулы, — рассказал Александр.
Загадки, стихи, ассоциации — химия
На своих уроках учитель химии Надежда Токарева старается связать тему урока с реальной жизнью, например, почему чайник чистят лимонной кислотой, почему ранку обрабатывают перекисью водорода, зачем при приготовлении теста соду гасят уксусом. Ребята читают составы на этикетках и разбирают, что это за вещества и какую роль они выполняют.
— На своих уроках я стараюсь подать информацию так, чтобы ребенок смог ответить на вопрос «А где мне это может пригодиться и зачем вообще учить химию? Чтобы повысить увлеченность детей, помочь им запомнить химические понятия, часто применяю ассоциации — например сравниваю атом с солнечной системой. Загадываю загадки или предлагаю выучить короткие стихи, которые помогут лучше усвоить материал» — отметила Надежда.
Лучшие спецэффекты — в воображении
Для мотивации детей к изучению литературы и развитию читательской грамотности, учитель Байрта Оджигаева в команде с педагогом Сергеем Глазуновым создают настоящие иммерсивные представления. Всем гостям выдаются маски, закрывающие глаза, в голове зрителей воссоздаются индивидуальные образы сцен из произведения, ароматы и звуковые эффекты дополняет картину литературного творения.
В системе соцзащиты города Москвы восемь реабилитационно-образовательных и десять реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.