Сенатор Гибатдинов: Внешний вид школьников надо обсуждать с общественностью

В России нет единого стандарта ученической одежды, но отдельные регионы вправе их устанавливать. Такой возможностью воспользовались во Владимирской области, где ужесточили требования к облику учащихся. Теперь им нельзя появляться на уроках в никабах и хиджабах. Однако, прежде чем вводить какие-то табу, особенно когда это касается межнациональных отношений и традиций, нужно выяснить, что думают об этом представители общественности, религиозных объединений, родители. Таким мнением с «Парламентской газетой» поделился член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов.

Сенатор Гибатдинов: Внешний вид школьников надо обсуждать с общественностью
© Парламентская газета

Деловой стиль и светский характер

Ограничения во внешнем виде школьников Владимирской области ввели приказом министерства образования и молодежной политики области от 22 октября 2024 № 32-н. Он вносит дополнение в действующие требования к одежде школьников, утвержденные в 2017 году. Они предписывают, что внешний вид учеников должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.

«Не допускается ношение в общеобразовательных организациях одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося (в том числе хиджабов, никабов и т.д.», — говорится в новом положении документа, опубликованного на официальном портале правовых актов 25 октября и в тот же день вступившего в силу.

Основательно подумать

По мнению сенатора Айрата Гибатдинова, это очень острая тема, которая требует серьезного подхода.

«Такие вопросы надо в первую очередь обсуждать с общественностью, представителями религиозных объединений, — объяснил политик свою позицию «Парламентской газете». — Ведь у нас многонациональная страна, и в подобных решениях, конечно, необходимо быть очень аккуратными. У каждого родителя, каждой семьи и каждой национальности есть право на определенные жизненные устои, вероисповедание и на свои традиции. Мы не имеем права их ломать».

По словам собеседника нашего издания, одно дело — давать какие-то рекомендации и совсем другое — категорично решать вопрос. Здесь важно соблюдать баланс, подчеркнул Гибатдинов.

Рекомендовать, а не заставлять

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 2 сентября 2024 года сообщило на своем официальном сайте, что в России утвержден национальный стандарт «Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования». В его создании участвовали специалисты Роскачества, Роспотребнадзора, депутатский корпус Госдумы, представители общественности. Документ вступит в силу 1 июля 2025 года, хотя применять его положения можно досрочно.

При этом ГОСТ не устанавливает единый общий вид школьной формы, а предъявляет требования к гигроскопичности, воздухопроницаемости, физико-механическим показателям, устойчивости окраски, изготовлению, маркировке и упаковке. Кроме того, такая одежда «должна носить светский характер, быть удобной и эстетичной, а также не должна содержать символику неформальных и пропагандирующих противоправное поведение объединений», говорится в том же сообщении.

«ГОСТ на школьную форму утвержден, и в ближайшее время его утвержденная версия будет опубликована на сайте Росстандарта, — рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе Роскачества, — У нас на данный момент окончательного варианта нет. Однако отметим, что ГОСТ не может быть обязательным. Поэтому когда он вступит в силу, для школ будет носить рекомендательный характер».

И это правильно, уверен Айрат Гибатдинов. «Здесь есть важный момент — у каждой семьи свой уровень дохода, — отметил сенатор. — Мы не можем заставлять родителей покупать единую форму. А если государство примет такое решение, то оно и должно компенсировать семьям эти расходы. Другое дело — дать рекомендации по стилю школьной одежды».