Войти в почту

Итоговое сочинение в 2024-2025 учебном году: как подготовиться и написать

В декабре 2024 года ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) уже экзаменам. «Лента.ру» рассказывает, как правильно писать декабрьское сочинение, какие требования действуют в 2024-2025 учебном году и какую литературу стоит обязательно прочитать во время подготовки.

Итоговое сочинение в 2024-2025 учебном году: как подготовиться и написать
© Lenta.ru

Что такое итоговое сочинение

Работу в формате сочинение-рассуждение должен написать каждый одиннадцатиклассник, ведь это Екатерина Краснова, которая занимается подготовкой старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ.

Дата проведения. В 2024 году школьники будут писать итоговое сочинение 4 декабря. Его всегда проводят в первую среду декабря. Сочинение не оценивают баллами: ученик просто получает зачет или незачет.

Даты пересдачи. Если школьник получил незачет, у него есть две попытки пересдачи: 5 февраля и 9 апреля 2025 года.

3 часа 55 минут дают ученикам на написание итогового сочинения

Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в своей школе. При этом учебниками, телефонами и другими источниками информации во время работы пользоваться запрещено. Исключение — орфографический словарь, который выдают на время написания работы.

Требования к итоговому сочинению

«Главная задача выпускника — написать сочинение по выбранной проблеме, аргументируя свое мнение примерами из опубликованных литературных произведений», — отметила Екатерина Краснова.

При этом эксперт проверяет только те сочинения, которые соответствуют двум главным требованиям.

Требования к итоговому сочинению в 2024-2025 учебном году

Написать не менее 250 слов. Если объем сочинения будет меньше, работу просто не зачтут. Методисты рекомендуют писать порядка 350 слов. Максимума нет. При подсчете учитывают вообще все слова, включая служебные (предлоги, союзы, частицы). Не списывать. Сочинение должно быть оригинальным. «Если вы выучили чужое сочинение и воспроизводите его по памяти, то такое цитирование все равно расценят как списывание. Конечно, при подготовке необходимо читать хорошие чужие работы, но запоминать их слово в слово не надо», — рассказала «Ленте.ру» учитель русского языка и литературы высшей категории Анастасия Дьяконова. Цитировать произведения при этом можно — это не будет считаться списыванием. Но объем цитирования не должен превышать объем авторского текста ученика.

Если сочинение не соответствует какому-то их этих требований, его даже не начинают проверять по критериям — школьник просто получает незачет.

Критерии оценки итогового сочинения

Есть пять критериев оценки каждого итогового сочинения в 2024-2025 учебном году:

Соответствие теме; Аргументация. Привлечение литературного материала; Композиция и логика рассуждения; Качество письменной речи; Грамотность.

Чтобы получить зачет по итоговому сочинению, ученик должен получить «плюсы» за соответствие теме и привлечение литературного материала, а также дополнительный «плюс» хотя бы по одному из оставшихся трех критериев, отметила в беседе с «Лентой.ру» филолог, культуролог, репетитор по русскому языку и литературе Татьяна Воронцова.

Выбор темы итогового сочинения

С прошлого года все темы для итогового сочинения берут из закрытого банка тем — он включает в себя более двух тысяч вариантов: часть из них уже использовалась раньше, а часть была добавлена недавно. Все темы делятся на разделы и подразделы.

Темы сочинения в 2024-2025 учебном году

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Внутренний мир человека и его личностные качества. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. Познание человеком самого себя. Свобода человека и ее ограничения.

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Семья, род; семейные ценности и традиции. Человек и общество. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Природа и культура в жизни человека

Природа и человек. Наука и человек. Искусство и человек. Язык и языковая личность.

В 2024 году ученики получат на выбор шесть тем: по две темы из каждого раздела банка

«Темы могут быть сформулированы в виде вопроса, утверждения или цитаты. Сложных слов в формулировках не будет — равно как и указаний на конкретные произведения», — отметила Татьяна Воронцова.

Как выбрать тему итогового сочинения?

Из шести предложенных тем ученику нужно выбрать одну, по которой он и будет писать итоговое сочинение. «На экзамене я советую брать ту тему, которая дана в виде вопроса, а не цитаты или назывного предложения. Ответить на поставленный вопрос, то есть сформулировать тезис и написать сочинение-рассуждение по нему, проще, а вероятность логических ошибок меньше», — отметила Екатерина Краснова.

При этом брать нужно не ту тему, которая понравилась, а ту, на которую получится привести хорошие примеры из произведений. При выборе темы из первого раздела можно порассуждать о нравственных идеалах, морали, смысле жизни, гуманизме, мотивах поступков и совести. Также можно написать сочинение-рассуждение о выборе жизненного пути, достижении цели, любви и дружбе, уточнила Анастасия Дьяконова.

Раскрытием темы из второго раздела может быть размышление о влиянии среды на человека, роли личности в истории и исторической памяти. А на одну из двух тем третьего раздела можно порассуждать об искусстве и науке, талантах, творчестве, о собственных интересах.

Главное требование к сочинению — раскрытие темы, поэтому нужно выбирать формулировку, которую вы понимаете и по которой можете дать прямой развернутый ответ Татьяна Воронцова репетитор по русскому языку и литературе

Структура итогового сочинения

Структура итогового сочинения не отличается от структуры обычного сочинения-рассуждения. Она включает в себя три части: вступление, основная часть и заключение.

«Жестких требований к объему вступления, основной части и заключения нет. Рекомендация: вступление и заключение должны занимать до одной третьей или даже четвертой части от общего объема сочинения. Следовательно, основная часть — это две трети работы (никак не менее половины)», — уточнила Анастасия Дьяконова.

Вступление

Во вступлении прежде всего нужно указать тему сочинения. Затем следует обозначить тезис, однако раскрывать его уже в основной части. В целом тезис можно разместить и далее по тексту, но, по мнению Екатерины Красновой, лучше всего сделать это именно во вступлении. Во-первых, так ученик точно про него не забудет, а во-вторых, так будет проще подобрать подходящие аргументы и выдержать тему на протяжении всего сочинения.

«Во вступлении, кроме тезиса, также можно дать некоторые общие размышления о теме (но по делу, без воды) и клише с переходом к основной части, например: "Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к произведениям русской классической литературы"», — добавила Краснова.

Основная часть

В итоговом сочинении должна присутствовать аргументация с опорой на литературный материал: так ученик доказывает свою позицию. Можно привести один аргумент, но учителя советуют писать два, потому что так проще набрать нужный объем.

Чтобы сочинение соответствовало требованиям, два аргумента лишними не будут. Это хороший способ получить зачет по двум критериям: по объему и по доказательствам. При этом аргументы можно приводить из одного и того же текста, либо из разных Анастасия Дьяконова учитель русского языка и литературы высшей категории

В качестве аргументов можно использовать любые произведения: классику и современных авторов, мемуары и публицистику, сказки и религиозные книги, стихи и даже популярные песни, если вы знаете автора текста. «Главное — не приводить примеры из текстов, которые вы плохо помните», — подчеркнула Татьяна Воронцова.

За каждым приведенным аргументом должен следовать небольшой вывод, который соотносится с темой сочинения. Для этого нужно ответить на вопрос: «Как приведенный пример связан с темой и подтверждает нашу позицию?» Микровывод может быть разным, например:

«Так, мы видим, что главный герой совершил такой поступок благодаря…» «Таким образом, автор показывает читателю, как важно…» «Автор этим произведением доказывает мысль о…»

Заключение

Это последняя часть сочинения, в которой нужно подвести итоги рассуждений. Заключение должно содержать самые яркие и интересные мысли. Однако на практике часто бывает наоборот, отметила Екатерина Краснова: ученикам не хватает времени или слов, чтобы сформулировать свои мысли, поэтому заключение остается без конкретики или повторяет уже сказанное ранее.

Если вы вдруг столкнулись с тем, что не знаете, что написать в заключении, начните его с фразы «Подводя итог всему вышесказанному, хочется добавить, что…» и дополните рассуждения новой, но подходящей по контексту мыслью. Используя этот прием, вы сможете избежать повтора мысли и написать хорошее заключение Екатерина Краснова частный преподаватель

Как подготовиться к итоговому сочинению

В первую очередь стоит позаботиться о литературном материале для аргументации. Единого списка книг, которые нужно обязательно прочитать при подготовке к итоговому сочинению, нет. Однако учителя советуют прочесть универсальные произведения, которые подойдут под разные темы.

Какие книги стоит прочитать для подготовки к итоговому сочинению?

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»; А. С. Пушкин «Капитанская дочка»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Бородино»; Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ревизор»; Л. Н. Толстой «Война и мир»; Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; И. А. Гончаров «Обломов»; И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети»; А. П. Чехов «Ионыч», «Душечка», «Крыжовник», «Злоумышленник», «Вишневый сад»; М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; Е. Замятин «Мы».

Обратитесь к кратким содержаниям, чтобы вспомнить прочитанные ранее произведения. Не советую читать незнакомые произведения в кратком изложении: скорее всего, это только запутает, но никак не поможет на экзамене Екатерина Краснова частный преподаватель

Так же, как и во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку, стоит попрактиковаться в написании итогового сочинения. Для этого заранее выберите один их трех разделов: он должен быть понятен и интересен. При выборе также важно опираться на свой читательский опыт.

«Напишите как можно больше сочинений на разные темы в рамках направления, к которому вы готовитесь. Не забудьте также написать одно-два сочинения на тему из другого раздела. Желательно, чтобы ваши работы проверил учитель или репетитор и скорректировал недочеты, если они есть», — добавила Екатерина Краснова.

Частые ошибки

Подмена темы

Это одна из самых частых ошибок, которую совершают ученики. «Нас спрашивают, по каким признакам можно узнать настоящую любовь, а мы пишем про то, как она важна. Задают вопрос, почему предательство обычно ищет для себя оправданий, а мы говорим, что предателем быть плохо», — пояснила Татьяна Воронцова.

Из-за такой невнимательности ученик может потерять «плюс» за логику или вовсе получить незачет.

Выбор темы ради примера

Хороший литературный пример действительно важен, но только как доказательство, которое позволит подкрепить описанную позицию. «Если у вас нет позиции, никакие разговоры о литературе не спасут вашу работу», — подчеркнула Татьяна Воронцова.

Пересказ вместо анализа

Итоговое сочинение — это рассуждение, анализ, а не отзыв о прочитанном. Поэтому высказывать свое отношение к герою или его поступку здесь неуместно, отметила Екатерина Краснова.

Пренебрежение проверкой

Готовый текст нужно прочитать как минимум три раза, проверяя факты, логику и грамотность.

Не указали автора или название книги? Если вдобавок к этому вы не анализируете текст, а ограничиваетесь общими высказываниями, аргумент не засчитают. У вас повторы? Вычеркните их или замените синонимами. Сомневаетесь насчет пунктуации? Упростите предложение Татьяна Воронцова репетитор по русскому языку и литературе

Не стоит торопиться, пытаясь сдать сочинение раньше остальных. А если есть сомнения в том, как писать какое-то слово, можно воспользоваться орфографическим словарем, который будет доступен во время экзамена.

Пример итогового сочинения