Войти в почту

Ряды больных шизофренией пополняют мигранты и наркоманы

Почти в половине случаев пик заболеваемости шизофренией приходится на людей в возрасте 18-25 лет, еще в 30 процентах она дебютирует у пациентов, которым 31-45 лет. При этом их дети и даже внуки становятся генетически предрасположенными к этому недугу. Например, если диагноз у одного из родителей, вероятность болезни у ребенка — 7-13 процентов, а если у обоих — и того выше, 27-46 процентов. Такие данные содержат обновленные клинические рекомендации Минздрава по диагностике и лечению шизофрении, которые начнут действовать с 1 января 2025 года. «Парламентская газета» узнала из документа другие подробности.

Ряды больных шизофренией пополняют мигранты и наркоманы
© Парламентская газета

Мания величия и восковая гибкость

При шизофрении у человека нарушаются социальные и коммуникативные навыки, память и внимание, появляются странности в поведении, скачки настроения от полного равнодушия к миру до неконтролируемой агрессии. В половине случаев все это обнаруживают у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет. А 30 процентов заболевших, которым впервые ставят диагноз, — люди 31-45 лет.

Авторы клинических рекомендаций обращают внимание на симптомы, которые должны насторожить как их родственников, так и специалистов.

Среди таких:

бред и галлюцинации, когда человеку кажется, что его преследуют, либо он слышит некие голоса угрожающего или призывающего к чему-то характера, или считает, что рожден ради особой миссии, обонятельные, вкусовые и сексуальные фантазии, эмоциональная неадекватность и разорванная речь, ступор или, напротив, возбуждение без видимой цели и без внешних стимулов, произвольное принятие и сохранение неадекватных или причудливых поз, нежелание без конкретных мотивов следовать инструкциям и двигаться с места, а то и движение в противоположном направлении, восковая гибкость, когда часть тела остается в положении, которое ему придают другие люди, бедность невербального общения, определяемая по мимике, отсутствие контактности во взгляде, модуляции голоса или положения тела, низкая социальная активность, утрата интересов, плохой уход за собой.

Есть и другие признаки заболевания. Причем для диагностики должен быть минимум один ярко выраженный симптом, сохраняющийся на протяжении не менее месяца.

Сын за отца в ответе

Разработчики рекомендаций приводят любопытную статистику, которая свидетельствует об угрозе шизофрении для будущих поколений.

В частности, риск развития болезни у детей, если ее подтвердили у одного из родителей, 7-13 процентов и 27-46 — если у обоих. Вероятность того, что заболеют внуки, — 5. Более того, один из родителей тоже может стать шизофреником, если диагноз есть у ребенка, — таких 6 процентов. Велика опасность для близнецов — от 17 до 65 процентов, для остальных родственников, включая неполнородных братьев и сестер, теток и дядей, — от 2 до 8.

Авторы проанализировали и другие причины, которые способствуют развитию заболевания. Выводы такие:

на первом месте в группе риска мигранты, на втором — жители городов, на третьем с небольшим отставанием — наркоманы.

Кроме того, важную роль играют:

акушерско-гинекологические осложнения — преждевременные роды и гипоксия плода, инфекционные заболевания и недостаточное питание матери в первом и начале второго триместра беременности, инфекции в период беременности — грипп, краснуха, токсоплазмоз, герпес, ранняя детская психологическая травма, в последние годы специальное внимание эксперты уделяют микрофлоре человека — микроорганизмам, которые населяют организм и с которыми мы сосуществуем.

Цифры с поправкой

В целом же, по данным Всемирной организации здравоохранения, шизофренией в той или иной степени страдают от 0,3 до 0,7 процента жителей планеты — это около 20-30 миллионов человек. Среди заболевших в детском возрасте диагноз имеет примерно 1 процент. Однако другие источники приводят иную цифру — до 4 процентов.

Зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина, комментируя 19 сентября «Парламентской газете» новые клинические рекомендации по лечению шизофрении у детей, обратила внимание на то, что статистика зависит от ряда факторов. Например, от того, кто ставит диагноз и где человеку оказывают медицинскую помощь.

«Как правило, в крупных городах на тысячу или десять тысяч жителей процент заболевших гораздо меньше, — сказала депутат «Парламентской газете». — Особенно там, где есть областные клинические, психиатрические больницы с профильными специалистами. Потому что остальным поставить правильный диагноз довольно трудно. Кстати, с 1985 по 2000 год рост заболеваемости шизофренией был еще критичнее — 30 процентов».

Она отметила также, что ситуация стала меняться с 2000 года. Именно тогда актуализировали стандарты, связанные с постановкой диагноза и лечением психического заболевания.