Когда птенцы вернулись в гнездо

Не каждый брак выдерживает жизнь в таком «гнезде», потому что, оказывается, без совместных забот о ребенке у мужа и жены не осталось никаких совместных интересов. Об этом много сейчас говорят психологи, дают советы, как влиться в жизнь свободную и вольную.

Когда птенцы вернулись в гнездо
© Вечерняя Москва

Но не меньшая проблема — «гнездо переполненное». Это когда ребенок, казалось бы, вырос, выучился и должен отсепарироваться от родителей с тем, чтобы создать семью, да просто — жить самостоятельно. Но не каждый ребенок, оказывается, хочет отсепарироваться! Причин тому масса, от дорогой ипотеки и до жуткого инфантилизма. Знаю одну женщину, ну, пусть будет именоваться Тамарой — у нее взрослые дети покинули «гнездо» и какое-то время кантовались самостоятельно, но потом вдруг вернулись, и дочка, разошедшаяся с мужем и оставшаяся без угла — куда ей деваться? — пришла, с двумя маленькими детьми и кошкой, к маме. Конечно, та приняла — а как не принять родную дочку с внучатами. А потом и сын пришел жить к маме. Потому что наделал долгов и свою квартирку потерял. Сына тоже жалко, конечно. Вот уже два года теснятся вместе и, если честно, Тамара просто на последнем издыхании. Сын в депрессии, бизнес не задался, перспектив ноль. Сидит целыми днями дома, из своей комнаты почти не выходит, балуется спиртным и играет в компьютерные игры. Стал толстым и неряшливым. Дочка, наоборот, как ненормальная бегает на свидания — знакомится на сайтах и надеется встретить принца. Внучата бесперебойно болеют, и занимается ими бабушка.

И сын, и дочь недовольны Тамарой: почему в свое время не позаботилась о том, чтобы купить дачу, вот красота бы была сейчас, на все лето уезжала бы за город, да еще и внуков забирала с собой! Почему не позволяет выбросить свой старый «хлам» — полированную стенку и пианино. А Тамара уперлась, нет, говорит, это мое пианино, мне папа подарил, чтобы я музыке училась. Память. Дочь высказывает Тамаре про брата: занимает аж целую комнату, и ей некуда привести мужчину! Сын брюзжит: уйми малышню, они шумят и не дают спать до двенадцати дня! При этом Тамара безумно любит детей и жалеет их. Ну вот, такие получились неудачники. Не повезло, говорит Тамара. Да и дети, и внуки ее тоже любят.

Просто — гнездо переполнено. В нем, этом гнезде, перемешались интересы разных поколений. В тесноте и в обиде — вот, пожалуй, так можно назвать жизненное кредо Тамариной семьи. И уж, конечно, вовсе не такую жизнь рисовало ей когда-то воображение. Маленькой девочке, отличнице с русыми косичками, разучивающей гаммы и мечтающей о большой дружной семье.

Не мы такие, жизнь такая, — вздыхает Тамара.

В «опустевшем гнезде» ты просто рефлексируешь и грустишь. А в «переполненном гнезде» чувствуешь себя полным неудачником и спишь на раскладушке на кухне, и выслушиваешь сплошные претензии от взрослых детей, ставших вдруг проблемными соседями по коммуналке.

И это еще у Тамары не самый плохой случай — в конце концов, у нее много общения с внуками, и сын «под контролем». А то ведь всякое бывает, криминальная хроника подкидывает нам истории о том, как такой вот великовозрастный кукушонок отнимает пенсию у старых родителей... Уж такие вот мы, люди. Никак не можем научиться радоваться жизни. То нам гнездо переполнено, то опустевшее.