Международный День логопеда в 2024 году: когда отмечается, история и традиции праздника
Международный день логопеда — праздник в честь специалистов, помогающих людям улучшить речь и коммуникативные навыки. «Лента.ру» рассказывает, когда его начали отмечать, какого числа празднуют в 2024 году в России и других странах, а также вспоминает, как развивалась сама профессия логопеда.
Дата праздника
В России
Международный День логопеда, который празднуют и в России, отмечается 14 ноября — в 2024 году дата выпадает на четверг.
День логопеда не входит в число государственных праздников, поэтому выходной не предусмотрен. Кроме того, эта дата не утверждена в нашей стране на официальном уровне: ее нет в списке памятных дней и профессиональных праздников.
В других странах
В Европе существует собственный профессиональный праздник в честь специалистов по коррекции речи — Международный день речевых терапевтов (International day of Speech Therapist). В первый раз его отметили 6 марта 2004 года с подачи профессионального сообщества логопедов всего мира — Комитета речевых и языковых терапевтов.
День логопеда, который отмечают в России, — аналог европейского праздника с более привычным для россиян названием
В США и Канаде с 2010 года каждое 18 мая отмечают Национальный день логопеда. Кроме того, последний месяц весны в этих странах известен как «Национальный месяц улучшения речи, языка и слуха». Он нужен для повышения уровня осведомленности жителей о проблемах, связанных со слухом и речью, а также роли специалистов в борьбе с ними.
Кто такой логопед
Логопед — это педагог, который специализируется на нарушениях речи и способах их устранения. По сути, это тренер, который выявляет дефекты речи и вместе с подопечными работает над избавлением от них.
Профессия предполагает наличие высшего педагогического дефектологического образования. В наши дни на факультетах дефектологии готовят:
учителей-логопедов (логопедов-дефектологов); логопедов-психологов; сурдопедагогов (занимается с детьми, имеющими нарушения слуха); олигофренопедагогов (занимаются с детьми, имеющими отставание в развитии); психологов и социальных педагогов.
Чаще всего за помощью к таким специалистам обращаются с детьми дошкольного возраста. Логопеды могут помочь ребенку начать говорить, научить его выговаривать определенные звуки или скорректировать произношение, избавиться от заикания. Школьные логопеды обычно занимаются с детьми, которые имеют проблемы с чтением и правописанием.
Занятия с логопедом-дефектологом могут быть полезны как детям, так и взрослым. Взрослые обращаются к ним по разным причинам: например, чтобы избавиться от комплексов, вызванных неправильной речью. Также специалист помогает страдающим от врожденных физических отклонений речевого аппарата, корректирует дыхание и глотание. Это особенно актуально для пациентов, которые утратили эти навыки из-за проблем со здоровьем (например, в результате инсульта).
Работа таких специалистов требует не только теоретических знаний и практических навыков, но и понимания особенностей возрастной психологии, а также умения найти индивидуальный подход к каждому подопечному
Сегодня логопеды работают в детских садах, школах, больницах, домах престарелых и центрах дополнительного образования.
История профессии логопеда
Первые сведения о речевых расстройствах и методах их коррекции встречаются в медицинских трудах философов Древней Греции и Древнего Рима — Гиппократа, Аристотеля и Цельса. Они считали, что дефекты речи связаны с физическим состоянием организма и болезнями. Исходя из этого, наладить речь предлагалось с помощью водолечения, массажей, кровопускания и других медицинских методов тех времен.
В XVI веке европейские гуманисты-просветители пришли к выводу, что речевые дефекты чаще всего формируются в детском возрасте из-за недостаточного развития мышц речевого аппарата и неправильного дыхания, поэтому развитием правильной речи нужно заниматься с ранних лет.
Немало труда к изучению логопедии приложили:
Жан-Жак Руссо (1712-1778) — франко-швейцарский философ и писатель; Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) — швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения; Ян Амос Коменский (1592-1670) — чешский педагог-гуманист, религиозный и общественный деятель.
Расцвет логопедии пришелся на конец XIX — начало ХХ века. Медики, педагоги, лингвисты, психологи и филологи стали пытаться не только объяснить причины дефектов речи с точки зрения разных наук, но и найти способы их лечения.
Развитие логопедии в России
Отечественная логопедия развивалась параллельно с науками о языкознании и воспитании подрастающего поколения. Например, в XVIII веке создатель систематического научного труда по русской грамматике и реформатор русского языка Михаил Ломоносов первым в нашей стране заговорил о необходимости произносить слова в разном темпе и разным тембром.
Значительный вклад в развитие логопедии внес основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский, который поднял вопрос коррекции речевых нарушений с помощью специальных упражнений. В своей практической работе он делал упор на формирование новых речевых привычек и искоренение старых с их помощью.
Другими знаменитыми русскими логопедами считаются:
Михаил Хватцев (1883-1977) — создатель системы преодоления нарушений звукопроизношения, автор первого учебника по логопедии; Роза Левина (1908-1987) — психолог, впервые изложила принципы системного анализа речевой и психической недостаточности; Наталия Трауготт (1904-1994) — ученый и нейрофизиолог, изучала физиологию речи у людей с патологией речи, а также у больных с психопатологическими синдромами.
До революции 1917 года логопедическая помощь в России была частной инициативой, и массовой государственной поддержкой не пользовалась. Впервые этой сферой государство всерьез заинтересовалось в 1918-1919 годах, в стране стали готовить специалистов-логопедов. В начале следующего десятилетия в Ленинграде и Москве появились высшие педвузовские программы по дефектологии, где логопедия была обязательной дисциплиной.
В наши дни вопросами патологии речи у людей занимаются как педагоги-логопеды, так и медики, зачастую они работают с подопечным сообща
Традиции Дня логопеда
Широкого распространения профессиональный праздник логопедов и дефектологов не получил, несмотря на то что число пациентов, которые обращаются к таким специалистам за помощью, продолжает расти из года в год.
В Международный день логопеда в России не проводят масштабные мероприятия, как, например, в День учителя. Обычно логопеды, дефектологи и специалисты отмечают свой профессиональный праздник в узком кругу коллег и родственников.
С Днем логопеда поздравляют также студентов и преподавателей профильных вузов. В некоторых учебных заведениях для них устраивают праздничные концерты
Также в этот день проводят профессиональные мероприятия: круглые столы, семинары и конференции, на которых участники могут обменяться опытом и пообщаться с коллегами из других городов или компаний.
Что подарить логопеду
Цветы, конфеты, чай и кофе — традиционный набор, который в Россиипринято дарить педагогам и медикам в качестве поздравления с профессиональным праздником. Однако не всегда такой подарок будет кстати. Например, на цветы у человека может быть аллергия, а конфеты могут оказаться нежелательным соблазном для тех, кто придерживается диеты. «Лента.ру» публикует список идей оригинальных подарков на День логопеда.
Флеш-карта. Полезный презент для тех, кто работает с информацией. На ней можно хранить учебные пособия, презентации и другие данные. Переносная колонка. Этот гаджет используется логопедами для демонстрации аудиоупражнений. Органайзер для рабочего стола. Для подготовки к занятиям логопеду требуется множество предметов: учебники, логопедические карточки и игры, аудиопроигрыватели и канцелярия. Чтобы помочь ему оптимизировать хранение, можно подарить органайзер. Кожаный футляр для очков. Такой подарок будет полезен как для людей с плохим зрением, так и для тех, кто часто носит солнцезащитные очки. Красивый футляр не только сохранит линзы от повреждений и загрязнений, но и добавит элегантности образу владельца. Подарочный сертификат. Отличный вариант для тех, кто боится прогадать с презентом. Можно вручить сертификат на покупку товаров в интернет-магазине или на оплату подписки на онлайн-сервис: например, кинотеатр, библиотеку или каталог научной литературы.
Помните, что по закону сотрудникам образовательных учреждений, в том числе логопедам, можно дарить подарки на сумму не более трех тысяч рублей. Это относится как к индивидуальным, так и к групповым презентам: если родители всего класса решат скинуться, то стоимость коллективного подарка все равно не должна превышать трех тысяч рублей.