Кабмин внедрит систему оценки качества образования на каждом уровне
В России необходимо сформировать четкую систему оценки качества образования на каждом ее уровне, заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Весной правительство готовится представить стратегию развития обучения с прицелом на 2040 год.
Глава правительства провел во вторник, 19 ноября, стратегическую сессию по вопросам развития общего и профессионального образования. Поскольку прошла она в День преподавателя высшей школы, то и началась с поздравлений. Мишустин поблагодарил преподавателей вузов за то, что они посвящают свою жизнь работе со студентами, а это нелегкий труд.
Дискуссия стала продолжением ранее состоявшейся стратсессии, посвященной профессиональной подготовке кадров. На ней были определены подходы к тому, как университеты, колледжи и техникумы должны организовывать свою деятельность. "Чтобы выпускать специалистов, которые бы максимально отвечали потребностям экономики и социальной сферы", - напомнил премьер. Перед страной стоят задачи по достижению промышленного, финансового и технологического суверенитета, добавил он.
Остается достаточно большой запрос на повышение качества отечественного образования
За последние пять лет в рамках нацпроектов "Образование" и "Наука и университеты" выполнен широкий комплекс профильных мероприятий. Они потребовали почти 1,3 триллиона рублей. "За счет этих средств по всей стране улучшили инфраструктуру, отремонтировали и построили тысячи учреждений - от детских садов до высших учебных заведений, - оснастили их современным оборудованием, всем, что нужно для полноценного обучения", - в общих чертах обрисовал Мишустин лишь некоторые направления работы.
Начали действовать перспективные проекты "Профессионалитет", "Передовые инженерные школы", "Приоритет-2030". В регионах постепенно открываются новые университетские кампусы мирового уровня. Все мероприятия правительство будет продолжать, со следующего года - через нацпроект "Молодежь и дети". "Отдачу от них мы видим по тому, как наши школьники выступают на всероссийских и международных олимпиадах. Многие с очень хорошими результатами по ЕГЭ, по другим вступительным испытаниям зачисляются в высшие учебные заведения", - обратил внимание Михаил Мишустин.
В числе главных задач - повышение качества образования. "Итоги обратной связи от родителей, учеников и студентов, учителей и преподавателей говорят о том, что остается достаточно большой запрос на повышение качества отечественного образования", - заявил премьер. "Также есть серьезные проблемы - это высокая бюрократическая нагрузка на педагогов и их нехватка в целом ряде регионов", - добавил он, заметив, что здесь уже принят ряд системных решений.
По поручению президента подготовлен комплексный план действий для повышения качества обучения по математике, физике, естественно-научным предметам во всех школах страны, а также уровня подготовки учителей этих дисциплин и устранения кадрового дефицита. В части высшего образования с нового учебного года был запущен пилотный проект для совершенствования преподавания фундаментальных дисциплин. Он действует в 50 передовых инженерных школах на базе ведущих университетов страны. Кроме того, напомнил премьер, с прошлого года в шести вузах проходит проверку новая модель высшего образования: вместо бакалавриата и специалитета студенты получат базовое высшее образование, а вместо магистратуры будет специализированный уровень с углубленным изучением профильных предметов.
Теперь правительству предстоит сформировать четкую систему оценки качества образования для каждого уровня, заявил Мишустин. Наработки уже есть. Так, Рособрнадзор разработал индекс оценки качества образования и аккредитационный мониторинг, и в этом году они применялись впервые. "Подходы и решения, которые определим в рамках проведения стратегической сессии, станут основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии образования. Это наш фундаментальный документ", - подчеркнул глава кабмина.
Весной должна быть представлена итоговая версия Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года, рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. К ее подготовке привлечены эксперты в области образования, педагоги, ректоры университетов, представители бизнеса и госкорпораций, учащиеся и молодежь. Сформированные 14 рабочих групп прорабатывают вопросы развития дошкольного, общего среднего и высшего образования, воспитания гармонично развитой личности, отдыха и оздоровления детей, другие темы.