Российский проект "Десятилетие детства" вошел в перечень лучших практик мира

Чем опасны гаджеты с пеленок? Заигрались в квадроберов? И почему приходится доказывать необходимость прививок? Об этом говорим с двумя главными специалистами по вопросам детского здоровья Минздрава России - по педиатрии и профилактической педиатрии, академиками РАН, большими друзьями "РГ" Александром Барановым и Лейлой Намазовой-Барановой.

Российский проект "Десятилетие детства" вошел в перечень лучших практик мира
© Российская Газета

Сегодня Всемирный день ребенка, который празднуется в России и других странах каждый год вкупе с Международным днем педиатра. Ровно 65 лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. В ней впервые были официально записаны социальные и правовые нормы благополучия детей и обязанности взрослых. Начнем с самого актуального. Как вы, главные педиатры страны, оцениваете состояние здоровья наших ребят? Нередко слышишь, что абсолютно здоровых детей все меньше. Так ли это? Ухудшается ли в действительности здоровье маленьких россиян?

Александр Баранов: Вопрос сформулирован некорректно. Объясню почему. Для каждого времени своя ситуация со структурой заболеваемости и смертности. Поэтому так механистически судить, становится лучше ситуация или хуже, невозможно. Приведу понятный пример. Напомню, что еще в начале прошлого века три четверти населения Российской империи жили в сельской местности. Основную массу составляли крестьяне. Заболеваемость и смертность детей, прежде всего от инфекционных болезней, была столь высока, что приходилось рожать по 10-14 детей, чтобы до совершеннолетия дожили двое или трое.

Сегодня, благодаря вакцинации, заболеваемость и смертность от многих инфекций снижена на 90-95 процентов. Или даже на все сто. То есть от инфекций теперь умирают на пару порядков реже. Лучше стало здоровье детей? Вроде бы лучше. Но при этом среди нашего молодого поколения стали очень распространены такие проблемы, как избыточная масса тела и ожирение, ранняя гипертония, сахарный диабет и другие болезни, сильно сокращающие продолжительность жизни. Все не так однозначно, как видите.

В последние десятилетия очевидно, что детскую половину населения России, как и взрослую, захлестнула эпидемия неинфекционных заболеваний. Растет удельный вес вышеперечисленных патологий, иммуновоспалительных болезней, поражающих суставы, кишечник, почки, органы чувств ребенка, а также изменяющих его нейропсихическое развитие. Эти болезни во многом являются еще и регион-специфическими.

И потому, какие сегодня приоритетные направления развития педиатрической науки?

Лейла Намазова-Баранова: Особенно актуальны эпидемиологические исследования. Они позволяют оценить истинное положение вещей. Выстроить атлас региональных особенностей состояния здоровья маленьких россиян, чтобы помочь федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти правильно расставить акценты в оказываемой детям медико-психолого-педагогической помощи.

Примеры прорывных работ в педиатрии? Есть ли среди них разработки российских ученых? Какие?

Лейла Намазова-Баранова: Бурно развивается отечественная фармацевтическая промышленность, появляются новые иммунобиологические и иные лекарственные средства. Создаются собственные аналоги высокотехнологических зарубежных таргетных препаратов для лечения тяжелой патологии. Но нужны и дополнительные законодательные инициативы, прежде всего для стимулирования создания новых лекарственных форм для детей. Хотя этот рынок примерно в четыре раза уступает взрослому: детей в нашей популяции сегодня около 21 процента.

Какой вам видится педиатрия ближайшего будущего? Что в ней должно измениться по сравнению с предшествующими периодами?

Лейла Намазова-Баранова: В научной педиатрии должны отойти в прошлое мелкие дублирующиеся проекты с небольшим числом участников. Будущее - за широкомасштабными сетевыми научными исследованиями с вовлечением больших когорт детей.

Несомненно, будут усилены изыскания по проблемам профилактики. Недаром же наши мудрые предшественники считали, что предотвратить - всегда лучше, чем лечить.

Сегодня, куда ни кинь взгляд, везде ребята, включая малышей, уткнувшиеся в гаджеты. В метро, на остановках, даже в музеях и в антрактах в театре… Есть ли объективные доказательства вреда гаджетов или компьютерной зависимости у детей разных возрастов? Как родителям найти разумную грань в использовании гаджетов их детьми? Когда пора начать беспокоиться?

Александр Баранов: Это такая огромная тема, что ответить одной фразой вряд ли получится. Если коротко. Совершенно очевидно, что цифровизация вошла в нашу жизнь и вряд ли в обозримом будущем мы будем меньше использовать гаджеты. Другое дело, когда начинать и что разрешать делать в этих гаджетах детям каждого возраста. Для этого есть четкие позиции, в том числе обоснованные научными исследованиями педиатров и психологов-педагогов.

Надо следить, чтобы гаджет из инструмента выполнения заданий не превратился в неодушевленного "старшего брата", поработившего волю ребенка

Если коротко. Не начинать слишком рано и следить, чтобы гаджет со временем из средства для помощи с поиском информации или инструмента выполнения определенных заданий не превратился в неодушевленного "старшего брата", полностью поработившего волю ребенка. Ведь зависимость от гаджета - вполне конкретная и довольно тяжело излечимая болезнь.

Если родители будут ставить перед грудным ребенком планшет, чтобы дать себе возможность провести семейный ужин в приятной атмосфере, то через 10-15 лет рядом с ними будет подросток, внимание которого от гаджета к себе им уже трудно будет вернуть.

Еще тема на злобу дня - люди и микробы. С одной стороны, после пандемии в нашу жизнь на некоторое время вошла привычка более часто и тщательно мыть руки. С другой стороны, у многих она так же быстро и закончилась. И мы вновь видим малышей, ползающих по полу в аэропортах и музеях. Что правильнее? Или бывает, что в семье уживаются оба подхода?

Лейла Намазова-Баранова: Все хорошо в меру. Иммунитет (защита) ребенка формируется под воздействием инфекций. Мир вокруг нас не стерилен. Поэтому любой появляющийся на свет малыш должен сформировать в себе эту защиту. Переболел одной инфекцией - появились факторы защиты, стал защищенным. Переболел другой - тот же процесс. Именно поэтому дети так часто ходят с соплями и кашлем. Это и есть течение очередных "мягких" инфекций.

На 90-95% - на столько благодаря вакцинации снижена детская заболеваемость и смертность от многих инфекций

Понятно, что серьезными, жизнеугрожающими болезнями мы сегодня не болеем, защищаемся от них с помощью вакцин. И рисковать здоровьем своим или своих близких, пытаясь обойтись без вакцин, - точно не стоит! Слишком опасными могут быть последствия перенесенных инфекций. Так что все хорошо в меру: прививаться, чтобы не заболеть тем, что может сломать здоровье и саму жизнь, и понемногу болеть тем, что формирует естественный иммунитет.

А что вы думаете по поводу квадроберов - детей в масках животных, с хвостами, усами, бегающих на четвереньках?

Александр Баранов: Уверен, умиляться, если ребенок "заигрался" в любое четвероногое животное на долгие месяцы, уж точно не стоит. Эта история может иметь очень неприятные продолжения.

Отразилась ли ситуация с антироссийскими санкциями на детском здравоохранении? Есть ли проблемы с лекарствами, детским питанием, изделиями медицинского назначения?

Александр Баранов: В целом всего хватает. И даже больше скажу. Было бы счастье, да несчастье помогло. Именно в условиях санкций огромными темпами развивается отечественная фармпромышленность.

Нам не обойти проблему демографии. Не секрет, что сегодня будущие родители сначала стараются достигнуть финансовой стабильности, а лишь потом заводить детей. Чаще - одного-двух. Может ли педиатрия переломить эту тенденцию, сделать многодетность в России популярной и модной? Что для этого нужно?

Лейла Намазова-Баранова: Мне кажется, успешные женщины, добившиеся многого в профессиональной жизни, и при этом являющиеся трепетными мамами и бабушками, не должны сходить с экранов телевизора. Именно они могут переломить этот миф в обществе, что есть только одна возможность из двух - карьера или дети.

На самом деле это следует осуществлять в параллели. Конечно, поддержка мужа, семьи и общества тоже очень важна. Но списывать все только на экономические причины, уверена, нет оснований.

Хватает ли в России детских врачей?

Александр Баранов: Педиатров нужно готовить больше. Педиатр - врач для ребенка и всей семьи. Педиатров много не бывает!

К сожалению, в современном мире, как и когда-то, происходят нарушения прав детей и подростков. Дети остаются самыми уязвимыми членами любого общества, наименее защищенной категорией граждан, причем не только в бедных и развивающихся, но и в развитых странах. И это требует особого внимания к ним со стороны государственных и общественных структур. Знают ли нынешние педиатры о необходимости соблюдения прав детей? Соблюдают ли те принципы, которые были разработаны по защите прав детей?

Лейла Намазова-Баранова: Во всем мире в настоящее время наиболее распространенными нарушениями прав детей считаются неудовлетворительные условия жизни с нарушением социально-правовых норм, отсутствие безопасного жилья и места для игр, несоблюдение санитарно-гигиенической и жилищно-бытовой обстановки. То есть без чего невозможно нормальное развитие ребенка, поддержание его здоровья.

Несоблюдение назначенного педиатром по поводу болезни лечения классифицируется в современной социальной педиатрии как насилие над ребенком

На нашей планете еще много регионов с высоким уровнем детской смертности, вызванной инфекционными заболеваниями, низкой культурой родителей, недоеданием, неполноценным питанием или формированием избыточной массы тела, ожирением, антисанитарными условиями, недостаточным развитием профилактического и социального направлений педиатрии. Кстати, несоблюдение назначенного педиатром по поводу болезни лечения классифицируется в современной социальной педиатрии как насилие над ребенком.

Но что мы все о плохом? В эти сложные времена российские педиатры гордятся нашей государственной политикой, направленной на защиту детей. Национальная стратегия в защиту интересов детей, приоритет детства в новой редакции Конституции, поддержка многодетных семей, новый Национальный проект "Семья" и, конечно, "Десятилетие детства" - прекрасные примеры ответственного отношения государства российского к маленьким россиянам.

Несмотря на тяжелые времена, проект "Десятилетие детства" включен в перечень лучших практик мира, направленных на соблюдение интересов и прав детей.

Ключевой вопрос

Дорогие мои педиатры, ваши пожелания читателям "РГ"?

Александр Баранов: Наш девиз "Сохраним здоровье детей - сохраним Россию!". Это главная миссия детского врача, но ему нужны не только уважение и признание в обществе, но и помощь, и забота государства.

Лейла Намазова-Баранова: А я бы хотела закончить строчками из Гимна Союза педиатров России, написанными врачом-педиатром и ученым из Красноярска Мариной Галактионовой:

"Мы с вами призваны стоять / На страже детского здоровья.

И наше кредо - исцелять / Своим теплом, своей любовью.

Пусть белый голубь пронесет / Благую весть по всей России -

Земля спасенье обретет / В лице твоем - педиатрия!"