Олег Смолин указал на три важных момента вопроса разгрузки детей в российских школах
Современные школьники, если учитывать выполнение ими домашнего задания, оказываются крайне загруженными. К примеру, в Советском Союзе максимальная нагрузка составляла шесть уроков в день. Сегодня в средних и старших классах нередко бывает семь уроков, а с допами — восемь и больше, пояснил в беседе со «Свободной Прессой» первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
Учебная нагрузка на старшеклассников на 30% превышает санитарно-эпидемиологические нормы. На проблему накануне указал председатель ГД Вячеслав Володин, отметив, что это касается не только учеников старших классов, но и младших.
«Ребенка надо беречь и сделать все для того, чтобы он был здоров, не было излишней нагрузки, которая сейчас повсеместно в школах. Приходят изможденные домой, это сказывается на состоянии, ничего хорошего не дает», — сказал Володин и добавил, что необходим разумный подход.
По словам Смолина, в СССР, как правило, большинство ребят тратило на домашнее здание не меньше двух часов. С учетом шести уроков в школе — это восьмичасовой рабочий день. Сейчас получается восьмичасовой рабочий день только в образовательном учреждении.
«Поэтому предложение просто уменьшить домашние задания наверно. Учителя довольно часто не знают, что задают преподаватели других предметов. Но самое главное, мы должны внимательно посмотреть на три вещи. Первое — загруженность детей дополнительными предметами, которые вводятся в рамках региональных и иногда муниципальных систем образования. Такое ощущение, что, вроде, количество часов в школе осталось прежним, но количество часов по основным предметам уменьшилось. И поэтому современные дети, в целом, гораздо хуже знают, например, математику, и что особенно грустно, гораздо меньше читают. По социологическим данным, 36% старшеклассников при опросах сознались, что не читают книги», — отметил парламентарий.
Второй момент, на который указал Смолин, — необходимость посмотреть на школьные учебники. По его мнению, можно было бы часть материала без особого вреда убрать, добиваясь лучшего усвоения того, что действительно необходимо.
«Если вы начнете сейчас спрашивать детей по поводу того, каковы их знания, вы обнаружите довольно печальную картину. Пару лет назад Рособрнадзор приводил нам задачу, которую давали на ЕГЭ. Поезд вышел из пункта А в 10 часов и прибыл в пункт Б в 12 часов на следующий день, оба пункта находятся в одном часовом поезде. Сколько часов поезд был в пути? Так вот, чуть ли не каждый пятый выпускник эту задачу не решил, что является парадоксом. Поэтому мне кажется, что если бы мы уменьшили несколько объем материала, но добивались его усвоения, результат был бы лучше», — отметил депутат.
Третий момент — содержание и усложненный стиль изложения в современных учебниках. Нередко даже родителям сложно понять, что там написано. И упрощение формы изложения может позволить добиваться лучшего качества знаний.
Ранее преподаватель факультета игровой индустрии «Синергии» Александр Горбаченко предложил оптимальную модель образования с учетом требований молодежи.