В коллективе должны уметь оказывать первую медпомощь сотруднику-инвалиду

Люди с инвалидностью, которые хотят жить самостоятельно, учиться и работать, должны иметь такое право и поддержку. О том как организовать сопровождаемое проживание и новые рабочие места для людей с ментальными особенностями, помочь им при поступлении в колледжи и вузы, говорят эксперты на проходящей в Москве II Межрегиональной НеКонференции "Живут же люди".

В коллективе должны уметь оказывать первую медпомощь сотруднику-инвалиду
© Российская Газета

Обращаясь к участникам конференции, замруководителя департамента труда и соцзащиты Москвы Оксана Шалыгина пояснила необычное название встречи: "Конференция - это сбор людей в одном месте для обсуждения конкретных задач, а мы собрались не в одном месте, к нашей трансляции подключились десятки регионов и мы соединились сердцами. Что касается цели, она у нас слишком большая, чтобы быть конкретной - мы хотим, чтобы особенные ребята, которые требуют внимания, заботы и любви, были счастливы".

Каждый человек с ментальными особенностями имеет право строить свою жизнь, говорила Шалыгина, а здоровые люди, которые рядом с ним, должны стать ему помощниками, делать для него мир проще, понятнее, доступнее и добрее. Яркий пример таких людей - фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам". "Мы поддерживаем молодых людей с опытом сиротства с 2011 года. С тех пор наставничество в детских домах переросло в большой проект учебно-тренировочного проживания. Многие ребята боятся перевода из детского учреждения в ПНИ, потому что не знают, что их ждет, им страшно. По статистике, лишь 10% выпускников действительно нуждаются в стационаре по медицинским показаниям, но это очень мало. Для большинства, конечно же, лучше жить дома, в квартире, где можно общаться с друзьями, ходить каждый день на работу. Сделать шаг в открытый мир не страшно, если есть поддержка", - уверена Биргит фон Озен, координатор "Ясной квартиры".

Она отметила, что сопровождение должно включать и образование. "Есть примеры, когда выпускники колледжа с красным дипломом не умели ни читать, ни писать. Нужно понимать, что людям с ментальными особенностями во взрослом возрасте начинать учиться сложнее. Кроме того, больших усилий стоит выход на рынок труда, где для них мало возможностей, поэтому большая часть пока трудятся в творческих мастерских, которые открывают НКО", - добавила Биргит фон Озен.

Найти достойную работу людям с инвалидностью помогают в службе занятости Москвы и подготовкой резюме дело не ограничивается. Карьерные консультанты проводят профориентационные экскурсии и готовы отправить соискателя на обучение, после которого познакомят его с работодателем, а после трудоустройства помогут адаптироваться на новом месте.

"Работодатели активнее нанимали бы людей с ментальными особенностями, если бы знали про организации, в том числе НКО, которые готовы помочь им в этом, - считает Анна Перова, замдиректора департамента по работе с персоналом и социальной политике ВДНХ. - Пока же у многих есть мнение, что им навязывают сложную работу, что придется открыть дополнительные ставки, а их еще за это будут проверять и наказывать. С подобными мифами нужно бороться. У нас работают люди с ментальными особенностями рабочими зеленого хозяйства. В двух-четырех учебных заведениях города обучают этой специальности и мы с радостью готовы принимать их выпускников".

Между тем она подчеркнула, что работодатели должны быть готовы к особенностям работы с инвалидами: "К основному диагнозу у них может быть множество сопутствующих заболеваний. Например, из-за бронхиальной астмы возможны приступы асфиксии, а человек при этом может забыть принять лекарства и вообще не носить их с собой. Опекуны же не горят желанием рассказывать обо всех заболеваниях, пытаясь трудоустроить человека, но при этом не понимают, что во благо близкого лучше полнее проинформировать работодателя. А последний должен иметь возможность в любой момент оказать первую медицинскую помощь. Мы уделяем внимание тому, чтобы весь коллектив мог принять нового коллегу с особенностями и даже выделили ставку для педагога-воспитателя, который помогает разрешать конфликты в коллективе и сложные ситуации".