Уральские компании создали настольные игры для профориентации школьников

В октябре дефицит кадров в сфере промышленности в Свердловской области оценивался в 17 500 человек, а средний возраст производственного персонала составил 43-47 лет. При этом, отмечает руководитель кадрового агентства Андрей Меньшиков, около 80 процентов выпускников школ не планируют поступать на технические специальности. Все это означает, что промышленникам становится все сложнее конкурировать за молодые кадры.

Уральские компании создали настольные игры для профориентации школьников
© Российская Газета

В таких условиях компаниям приходится искать новые инструменты привлечения молодежи и начинать работать с ней как можно раньше. Программы профориентации направлены уже не только на студентов и старшеклассников, но и на более юную аудиторию. Для школьников среднего звена, а тем более младших классов не годятся лекции и традиционные экскурсии, поэтому кадровики организуют для них викторины, квесты и другие любимые детьми активности.

Дорога в профессию

Вообще-то ранняя профориентация - не сегодняшнее изобретение. Скажем, Свердловская железная дорога сделала ставку на работу с детьми еще в прошлом веке: в Свердловске малая магистраль была открыта 64 года назад, а в Тюмени - 55. И сегодня настоящая дорога с маленькими вагончиками не только любимый всеми екатеринбуржцами аттракцион в парке Маяковского, но и современный профориентационный центр. Много поколений будущих железнодорожников освоили здесь профессии машиниста, помощника машиниста, дежурного по станции, осмотрщика вагонов, проводника, логиста, поездного диспетчера и т. д. В этом детям помогают различные интерактивные тренажеры, которые имитируют, например, кабину тепловоза, погрузчик, пульт диспетчера. Летом во время практики школьники закрепляют навыки на настоящей узкоколейке.

- Сейчас на детской железной дороге в Екатеринбурге занимается более 850 школьников, в Тюмени - свыше 550. Они учатся чувствовать технику как инженеры и мыслить как изобретатели. Компания заинтересована в талантливых специалистах со свежими идеями и нестандартными подходами, поэтому ищет увлеченных инженерно-техническим творчеством людей буквально со школьной скамьи, - рассказали в пресс-службе СвЖД. - Многие ребята, прошедшие здесь обучение, потом выбирают железнодорожные профессии, оканчивают техникумы и вузы и приходят работать на большие магистрали.

Возведем играючи

Компания "Атомстройкомплекс" решила пробудить у ребят интерес к строительным профессиям и архитектуре родного города с помощью настольной игры. Знаковые здания Екатеринбурга - кинотеатр "Заря", ТЮЗ, цирк, театр оперы и балета, здание мэрии - изображены на карточках популярной "Монополии". Ее участники выкупают знаменитые памятники и достопримечательности, рассчитываясь специальными купюрами с изображениями основателя города Василия Татищева, Екатерины I, уральских писателей Дмитрия Мамина-Сибиряка и Павла Бажова.

Игры позволяют детям испытать удовлетворение от выполненной работы и чувство гордости за вклад в общий результат

- Для детей это также возможность познакомиться с понятиями стартового капитала, вложений в недвижимость, арендной платы, в занимательной форме освоить основы финансовой грамотности. Игру мы дарим на мероприятиях, в том числе профориентационных, на городских праздниках, - рассказала директор по персоналу компании Галина Хабарова.

Кроме того, в этом году застройщик издал книгу-квест для младших школьников. С помощью 3D-очков участник знакомится со строительными профессиями и материалами. Такая "прогулка" по городу предполагает поиск ответов на местности. Книга дополнена наклейками и раскрасками, что тоже очень нравится ребятишкам. Но и это еще не все: сейчас в работе конструктор в виде знаковых архитектурных объектов города.

Бросайте кубик!

На Северском трубном заводе работают пять тысяч жителей города Полевского, и доля сотрудников в возрасте до 35 лет сегодня довольно велика - 26 процентов. На привлечение молодежи направлено немало самых разных мероприятий. В частности, кадровики реализовали идею десятиклассницы, предложившей создать настольную игру о заводе. Увлекательное путешествие по территории предприятия ориентировано на детей от шести лет и их родителей. Игроки, используя кубики, жетоны, фишки и карточки, знакомятся с производственными цехами: электросталеплавильным, трубопрокатным, трубоэлектросварочным, копровым. Для каждого объекта созданы QR-коды, которые становятся проводниками в настоящий цех: например, можно увидеть, как идет сварка трубы. Побеждает тот, кто наберет больше жетонов, передвигаясь по полю и получая знания о предприятии.

- Дети играют с удовольствием. Для нас настольная игра - хорошо забытое старое, а для современных малышей такая форма досуга нечто необычное. К тому же присутствует интерактивная часть, когда можно запустить ролик на смартфоне. Для первоклассников, получивших настольную игру в подарок, это первый шаг к знакомству с большим предприятием, - говорит управляющий директор трубного завода Дмитрий Марков.

"Настолки" со сценариями, посвященными производственным процессам, создали и на Челябинском заводе металлоконструкций. К слову, их активно обсуждают в соцсетях, что еще больше подогревает интерес к компании. Здесь игра, напоминающая "Монополию", рассчитана на более взрослую аудиторию - старшеклассников или студентов. Участники принимают заказы на изготовление металлоконструкций, распределяют персонал, материалы и бюджет, а также решают тактические и стратегические задачи и знакомятся с бизнес-процессами компании.

- Особый азарт приходит к игрокам со второго раунда, когда группа уже полностью находится в процессе работы, понимает свои задачи, - говорит директор по управлению персоналом управляющей компании Оксана Шавишева. - Потребности целевой аудитории - студентов и школьников - мотивируют на создание новых форматов взаимодействия с нашими будущими сотрудниками. Сегодня в Челябинской области достаточно высокая конкуренция среди промышленных предприятий за внимание студентов и выпускников. Перед заводом стоит важная задача - сформировать объективный имидж современных производств.

Не забывать о тестах

Эффект от использования настольных игр и других неявных методов профориентации не будет мгновенным. Формирование видения своего будущего - длительный и многофакторный процесс, резюмирует Андрей Меньшиков. Однако, по его мнению, игры могут помочь детям понять, что даже "непрестижные" профессии требуют навыков, ответственности и умения работать в команде, позволяют испытать удовлетворение от выполненной работы и чувство гордости за вклад в общий результат.

- Предприятия можно похвалить за то, что они стараются разнообразить формы работы с молодежью, но важно помнить, что игры лишь один из инструментов профориентации, их роль вспомогательная. Они эффективно работают в сочетании с другими методами: экскурсиями на предприятия, встречами с представителями разных профессий, профориентационными тестами и консультациями, - заключил эксперт.