60 тысяч специалистов не хватает российской робототехнике

60 тысяч — именно столько специалистов не хватает сегодня России в сфере робототехники. К такому выводу пришли специалисты отрасли, депутаты и представители бизнеса на круглом столе «Кадры для роботизации: как подготовить инженеров будущего?», который прошел в пятницу, 6 декабря, в Государственной Думе под эгидой партии «Новые люди». Готовить будущих робототехников предлагают со школьной скамьи, однако это начинание сталкивается с препятствиями: от нехватки оборудования, особенно в небольших школах в отдаленных регионах, до отсутствия мотивации у самих школьников, системы ЕГЭ и компетентных преподавателей. Как планируется завлекать в робототехнику будущих гениев — рассказывает «Парламентская газета».

60 тысяч специалистов не хватает российской робототехнике
© Парламентская газета

«Раздел есть, а базы нет»

Круглому столу предшествовала длившаяся полтора месяца аналитическая работа, в ходе которой его участников попросили оценить дефицит кадров в отечественной робототехнике. В итоге получилась цифра в 60 тысяч человек — и это только на текущий момент.

«Если говорить о промышленности в целом, то сегодня дефицит кадров там оценивается в 700 тысяч человек, — констатировал председатель правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления Евгений Дудоров. — И есть прогнозы, что к 2030 году потребность может вырасти до трех миллионов».

При этом львиную долю задач, стоящих перед дефицитными специалистами, по словам Евгения Дудорова, можно роботизировать. И не только в промышленности, но и, например, в сервисе и доставке, в том числе чтобы высвободить ценные рабочие руки, которые сегодня вместо того, чтобы трудиться в цехах и на стройках, развозят заказы.

«Если говорить предметно, то, например, потребность в специалистах по роботизации производства составляет порядка 30-40 тысяч человек, — подчеркнул Дудоров. — Порядка 12-15 тысяч — потребность в специалистах, которые разрабатывают и конструируют роботов. Порядка 20 тысяч — в специалистах по интеграции».

Как быть? Основной кадровый ресурс, по мнению участников круглого стола, — молодежь. Но и тут все не так просто. Так, если ориентироваться лишь на студентов и предполагать их обучение различным аспектам робототехники с нуля, то первые достаточно компетентные специалисты — и то без реального опыта работы — появятся лишь в 2029-2030 годах. А к тому времени Россия, по данным Минпромторга, уже должна войти в топ-25 стран по уровню промышленной роботизации, нарастив парк робототехники почти в восемь раз — до 100 тысяч единиц против имеющихся сегодня 12 800.

«На наш взгляд, программы обучения необходимо расширять на уже существующие специальности, — отметил Дудоров. — Если, например, человек учится на сварщика — чтобы он сразу выходил сварщиком-робототехником. Если на пищевика — пищевиком-робототехником и так далее. Чтобы по крайней мере закладывалось понимание, что такое робот, зачем он нужен и как с ним обращаться».

Если говорить о школах, то там возникает другая серьезная проблема: острая нехватка материально-технической базы. Чтобы научить ребенка основам программирования, достаточно одного лишь компьютера с выходом в Сеть. Но робототехника программированием не ограничивается — это еще и разработка, конструирование, отладка и множество операций и опций, связанных с дефицитным «железом».

«С 1 сентября 2025 года у нас в рамках дисциплины «Труд» появился отдельный раздел, посвященный робототехнике, — отметил генеральный директор компании Promobot Максим Чугунов. — И получается парадокс: раздел есть, образовательный план есть, а материально-технической базы нет. Мы готовы выйти с инициативой — бесплатно разослать в учебные организации наше обучающее ПО. Оно симуляционное, то есть непосредственно железо для него не нужно, все процедуры конструирования и отладки можно проводить в рамках виртуальной симуляции».

Робототехников будут воспитывать с детского сада

Еще один вариант решения проблемы, по мнению участников круглого стола, — прибегнуть к помощи так называемых open source технологий, технологий с открытым исходным кодом.

«Следует объединиться, отказаться от патентов и закрытых технологий, предоставить доступ к нашим спецификациям оборудования и софта и начать делиться, причем не только среди компаний по России, но и среди компаний по крайней мере стран БРИКС, — отметил основатель проекта «Роббо», занимающегося созданием детских обучающих робототехнических наборов, Павел Фролов. — Технологии с открытым кодом означают, что любого робота можно разобрать до последнего винтика, а софт — до последнего байтика, посмотреть, как они работают, и собрать обратно. А потом на базе этих уже освоенных решений попытаться создать что-то свое».

По словам Павла Фролова, использование такого подхода позволит выстроить непрерывную образовательную «лесенку»: когда в детском саду ребенок играет в технологии, в школе — изучает, как они работают, а дальше разрабатывает новые.

«Как правило, у нас сейчас все стопорится как раз на этапе изучения, — подчеркнул Фролов. — То есть детям говорят: «Хорошо, вот вы освоили технологию - теперь идите ее обслуживать». На наш взгляд, этот подход необходимо расширять. «Вы изучили технологию — теперь попробуйте ее скопировать. Скопировали — попробуйте улучшить» и так далее. Только так мы сможем создать полноценный задел на будущее».

Впрочем, есть и куда более фундаментальная проблема. Так, основатель и президент агрегатора вакансий SuperJob Алексей Захаров напомнил участникам круглого стола о недавней статистике, которую приводил в прошлом году ректор МГУ Виктор Садовничий.

«По его словам, за последние два года физику и математику на ЕГЭ стали выбирать на 25 и 30 процентов меньше ребят соответственно, — отметил Захаров. — А физика и математика — это, по сути, основные дисциплины, которые необходимы для дальнейшего обучения в сфере робототехники. Следовательно, у нас воронка специалистов, которые выйдут на рынок труда в относительно недалеком будущем, уже сократилась на 25-30 процентов. И будет сокращаться дальше».

Чтобы этого избежать, по словам Захарова, необходимо принимать комплексные меры. И не только к детям, но и, например, к учителям начальных классов, включая повышение зарплат «хотя бы до уровня курьерских», чтобы у них было больше мотивации.

Также по итогам круглого стола его участники составили проект резолюции, где сформулировали основные проблемы и пути их решения. К первым, помимо прочего, отнесли недостаточное взаимодействие предприятий с учебными учреждениями, дефицит российских роботов для установки в школах, отсутствие единых стандартов оснащения, недостаток стартапов и центров компетенций.

«Преодоление этих вызовов требует комплексной стратегии, включающей массовость на уровне школ и дошкольных учреждений (каждый школьник должен «потрогать» тему и российские решения), сквозной подход к роботизации (от школы через СПО и вузы на заводы), формирование отраслевых треков для обучения прикладным решениям, стимулирование сотрудничества между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями, активную популяризацию робототехники для детей и подростков, родителей, преподавателей, руководителей и сотрудников промышленных предприятий», — говорится в документе (есть в распоряжении «Парламентской газеты»). 

Участники круглого стола предложили также разработать и утвердить единый стандарт оснащения учебных заведений, типовые рекомендации для школ по организации кружков (в том числе платных) по робототехнике и единую федеральную базу знаний, обновить профстандарты, создать программы экспресс-обучения роботизации в дополнение к основной профессии.