Инфернальная лексика

Кто-то может воспринимать это, как просто слова или стилистические выражения, в которых не стоит искать глубокого смысла. Но это абсолютно не так.

Наше мышление и речь связаны теснейшим образом. Особенности интеллекта человека проявляются в его речи. Слова, которые мы употребляем, в какой-то степени продукт нашей внутренней деятельности (нашей души), и одновременно они влияют на наше сознание. Даже если самому произносящему кажется, что он всего лишь иногда употребляет отдельные бранные словечки для «выразительности», нужно понимать, что на самом деле лексические обороты, которые он разрешает себе, влияют на него самого. Такие слова становятся средством выражения его эмоциональности и внутренней реакции, а если смотреть дальше, то на такой «яркости выражений» точно дело не ограничится, матерные слова будут проникать внутрь человека – в его душу. Человек привыкает к тому, что в его речи есть плохие слова, и они его уже ничуть не смущают. Через некоторое время таких слов становится больше и в мыслях, и в речи, и это не просто внешние выражения, а человек начинает так мыслить, у него меняется картина мира, она становится более мрачной. И если ничего не замечать и не прилагать попыток к исправлению, ситуация усугубляется. Слова, которые лучше бы не произносить вовсе, не сходят с языка, и, неизбежно, все больше и больше затягивают в бездну низости и пошлости, начинают определять его направленность. О светлом, высоком, достойном говорят другим языком и другими словами.

Почему сейчас так распространена везде эта лексика? Есть несколько причин. Одна из основных – крепкие словечки в устах героев фильмов, сериалов, компьютерных программ, книг, адресованных в первую очередь молодежной аудитории. Впрочем, и так называемой «широкой» аудитории – тоже. Молодежь во все времена больше подвержена влиянию именно таких образцов. И вот мужественный, привлекательный герой использует бранный словарный запас. Это не всегда относят к нецензурным выражениям. Но это ругательство, которое может, скорее всего, свидетельствовать о его дурном воспитании или даже необразованности. Потерял бы что-то образ этого героя без ругательств? Скажу: нет. Но он грубо отзывается о ком-то или говорит про кого-то в кадре или на страницах произведения. А в сочетании с тем, что герой этот задуман как положительный и зрителям (или читателям) симпатичен, они и его речевые «особенности» начинают воспринимать как допустимые и даже привлекательные. И берут с него пример.

В фильмах порой вообще бывает неправдоподобно, с уклоном в темную сторону изображен мир, например, подростков. Складывается впечатление, что делается это производителями подобного контента умышленно. И способы поведения, общения, увиденные там, юные зрители нередко переносят в свою реальность. Педагоги замечают, что нынешние подростки в школьном коридоре обзывают друг друга новыми словами – они их в фильме услышали и теперь копируют. Подчеркну, что порой эти слова могут быть даже придуманы авторами сценария. В действительности ни в прежние годы, ни в каких-то особых молодежных субкультурах такие выражения не употреблялись никогда. Авторы фильмов их ввели – и современная молодая аудитория усвоила новую партию сомнительных фразеологических оборотов. Разрешение на ругательства, неоднозначную лексику в адрес друг друга, воспринятое из подобных фильмов, быстро перерождается в разрешение на любую лексику, в том числе нецензурную.

Еще одна причина в том, что дети живут в мире, где, к сожалению, много матерной брани. Не только с экранов телевизоров и интернета, но они слышат ее от своих родителей в общении между собой, в компаниях сверстников и на улице.

Особо настораживает, что использование инфернальной лексики многими воспринимается как норма. Кто-то привык ругаться и этого просто не замечает. Кто-то осознает, что использование нецензурных слов – это плохо, но воспринимает их как часть современной речи. И никого уже не удивляет группа школьниц или студенток – девочек, девушек, речь которых полна бранной лексики, и даже, они не ругаются, они говорят матом.

Мне кажется, выход нужно искать во внимании к слову – к слову, как таковому, и к его значению. Например, слышит кто-то из родителей бранную непристойность, сказанную подросшим ребенком – пусть остановит и спросит: «Сынок (дочка), ты понимаешь, что ты сейчас произносишь?» Возможно, юноша (девушка) или подросток скажет: «Все так говорят, ничего особенного». И неравнодушному родителю (или педагогу) стоит сказать: «У слова есть значение – прямое и переносное. Ты знаешь, что означает эта фраза? Представь себе ее смысл так, как будто это у тебя перед глазами. Ты действительно хочешь сказать именно так?»

Мы, взрослые, должны уметь сами себя удерживать от дурного слова, если оно просится на язык. Должны остановиться и себя спросить: «То, что я собираюсь произнести, что означает? Какой первоначальный смысл этого слова? Соответствует он моим мыслям и целям речи?»

Вспоминаю услышанную более тридцати лет назад небольшую историю. Женщина, которая ее рассказала, тогда была уже немолода, и вспоминала о временах своей юности. Ее мама была хорошим человеком, пережила тяжелые годы войны, воспитывала одна дочь, но у нее была привычка сквернословить. Не постоянно, но время от времени использовала «крепкое словцо». Через какое-то время вышла второй раз замуж. И отчим рассказчицы, человек очень достойный и при этом деликатный, когда у ее мамы проскальзывало в разговоре бранное слово, говорил: «Аня, ты очень красивая. Но когда ты так ругаешься, ты становишься какая-то другая, некрасивая». Это не только тонкий и ненавязчивый способ помочь другому близкому, любимому человеку, очистить речь от таких слов, это еще и верное наблюдение. Если внимательно взглянуть на человека – венец творения, когда он произносит инфернальные слова, то легко заметить, как меняется его внешность, его красота в этот момент как будто пропадает, а лучше сказать обезображивается.

И как было бы хорошо, если бы каждый человек понимал: есть внешняя красота, есть внутренний мир бессмертной души, и от произносимых ругательств внутренняя красота может совсем пропасть, а душа все больше будет подпадать под власть тьмы.

Прежде чем произнести любое слово, надо вспомнить об истинном его значении. Это многим помогло бы справиться с привычкой сквернословить. Кто-то, наверное, помнит, как начинается зачало Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Слово – Бог, надо вдуматься в это! Человек, единственный в этом тварном мире, удостоен дара слова. Адам до грехопадения сам давал названия животным и птицам в раю, как об этом сказано в Библии: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2: 19). А как мы поступаем с этим даром? С какой нескрываемой болью говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни».

А вот как говорит о значении слова апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29). А в другом месте читаем: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3: 8). Сквернословие и есть выражение внутренней злобы, ярости, пустоты и похоти.