Годы чудесные: нужно ли снижать нагрузку на детей в школах

Нагрузка на детей в российских школах стала чрезмерной, что плохо сказывается на здоровье нашего подрастающего поколения, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Эксперты обсудили, нужно ли снижать нагрузку на детей в школах
© globallookpress.com

Спикер ГД сослался на мнение специалистов, признающих, что «70–80 процентов детей отмечают усталость от процесса обучения».

«В среднем наши дети проводят за учебой 8–10 часов в день. Поступает много обращений от родителей, что это носит чрезмерный характер, — написал Володин в своем телеграм-канале. — Среди факторов, влияющих на нагрузку, называют постоянное усложнение учебной программы, перегруженное расписание — до восьми уроков в день, посещение факультативов, работа над индивидуальными проектами, дополнительное образование».

Плюс, как пояснил спикер, растут объем и сложность домашних заданий, а каждый третий школьник учится по субботам.

«Более того, при такой занятости у ребенка практически не остается времени и сил на увлечения и живое общение с друзьями», — справедливо заметил Володин. Москвичи согласны.
«Когда я училась в начальной школе, у нас было четыре урока в день. У моего сына-второклассника два дня по пять уроков и три дня — по шесть, — рассказывает жительница Бутырского района Анастасия Родина. — По сравнению с моим школьным детством добавились "Окружающий мир" — у нас было "Природоведение" только с четвертого класса. Добавился урок "Функциональная грамотность" — детей учат всему подряд: как, например, настоящий мед от поддельного отличить — как будто они сами его покупают или интернетом пользоваться не умеют. Появился урок "Москвоведение", "Осмысленное чтение", а еще какие-то "Орлята" — там то лидерские качества обсуждают, то тесты на внимательность проходят. Появился английский с первого класса, хотя раньше он начинался с четвертого. Зачем это все, для чего — я не знаю. Но сын дико устает. Ходил в первом классе на футбол — бросил: после школы уже никакой. А еще ведь уроки надо учить. Мы их учим до позднего вечера, а еще и на выходных».

Кто больше?

Между тем именно депутаты Госдумы то и дело выходят с «полезными» инициативами, предлагая ввести в школьную программу то один, то другой предмет. Нина Останина, например, предлагает «Семьеведение» — как будто ребенок не в семье живет и ему нужно объяснять, что это такое. Николай Бурляев предложил ввести уроки... целомудрия — мол, они помогут научить детей «правильному отношению ко взрослой жизни». Депутат Леонид Огуль считает необходимым, чтобы детям преподавали уроки правильного питания. Иногда депутатские инициативы воплощаются в законы. Так, с этого года появились уроки «Труд» и «Основы безопасности и защиты Родины». А еще есть «Финансовая грамотность», «Экономика», «Риторика», «Программирование», «Матпрактикум», «Мировая художественная культура»...

«Нужно понимать, что школа — это система. А любая система стремится к расширению — это закон, не знающий исключений, — пояснил кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев. — Если время от времени не сокращать госаппарат, то через 20–30 лет появляются ведомства, заведующие скрепками, и ведомства, считающие звезды. Причем, поверьте, они будут заниматься вполне реальными, хотя и совершенно ненужными делами. Стоит ведь только начать! То же самое касается системы образования: она пухнет сама по себе, как тесто в кастрюле у батареи. Поэтому время от времени ее нужно жестко реформировать, выкидывая ненужное. Иначе нагрузка в школе так и продолжит расти».

Вам помогут

Пока Госдума решает, что делать с перегрузкой школьников, родители могут действовать сами.

«Во-первых, правовые акты, регламентирующие нагрузку на школьников, уже существуют. Во-вторых, в каждой прокуратуре есть отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, — рассказывает юрист Московской коллегии адвокатов Сергей Яковенко. — Если вашего ребенка в школе перегружают, если уроков больше, чем положено по законодательству, пишите заявление и несите его в этот отдел. Лично я бы рекомендовал заявление коллективное, от десятков родителей: к нему значительно больше внимания, потому что это уже обращение народа, а не отдельного сутяги-правдоискателя. Такие заявления берет на контроль начальство. В заявлении попросите принять меры прокурорского реагирования на нарушение законодательства, регламентирующего загрузку школьников».

Ему кажется

О реформе образования задумываются не только депутаты. Помощник президента РФ Владимир Мединский в сентябре заявил, что продолжительность российского школьного образования нужно кардинально сокращать.

«Учиться 11 лет — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Образование должно быть спрессовано, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным, а не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться», — заявил Мединский.
© Вечерняя Москва

Прямая речь

Руслан Ткаченко, председатель Московского городского родительского комитета:

«Наши власти пытаются сделать из обычной школы "школу жизни". Как росли мы, советские дети? Играли во дворе, на стройках, в подвалах, на чердаках. И "тесты на лидерство" сдавали там. Не сдал — получил по ушам. Очень действенно, кстати, дает мотивацию к развитию. Были бесплатные спортивные секции, кружки, студии, где учили бегать, прыгать, работать руками и многому другому. А в школе, грубо говоря, грамоте учили. Что сейчас? Прежняя "школа жизни" исчезла. Дети не играют одни во дворах, не дерутся из-за лидерства, как должно быть, а "сдают тесты". Школа взяла на себя все функции, туда затолкали всю жизнь подростка. Вот вам и рост нагрузки. Но это неверное решение. Школа не может заменить жизнь, не стоит даже пытаться. Она должна быть лишь частью жизни подростка и иметь ограниченный функционал».