Детей, не знающих русский, в школу не возьмут

С 1 апреля 2025 года дети иностранцев при поступлении в российские школы должны будут сдать тест на знание русского языка. Если достаточный уровень владения им подтвердить не удастся, в приеме в учебное заведение откажут. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении 10 декабря. Как будут работать эти нормы на практике, разбиралась «Парламентская газета».

Детей, не знающих русский, в школу не возьмут
© Парламентская газета

Законное пребывание и знание языка

Без знания русского языка детей иностранцев зачислять в школы не будут. Предполагающий это законопроект Госдума приняла 10 декабря в первом чтении. Документ приняли единогласно, за него проголосовали 405 депутатов. Инициативу разработала группа депутатов из всех думских фракций во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и вице-спикером Ириной Яровой, возглавляющей Комиссию по миграционной политике.

Согласно инициативе, с 1 апреля 2025 года дети иностранцев при поступлении в российские школы будут обязаны сдавать тест на знание русского языка. Также при приеме в школу потребуется предъявить документ, подтверждающий законность нахождения на территории России.

Если тест покажет, что ребенок не владеет русским языком на достаточном уровне для освоения школьной программы, его не зачислят в учебное заведение. Порядок проведения такого тестирования установит Минпросвещения РФ. А Рособрнадзор разработает критерии оценки знания русского языка и определит минимальное количество баллов для успешного прохождения теста.

Убрать стресс и научить языку

По информации МВД и Минпросвещения, в прошлом учебном году в российских школах учились свыше 200 тысяч детей мигрантов из общей численности учеников около 18 миллионов, ранее приводил данные председатель Госдумы Вячеслав Володин. При этом, как сообщают учителя, зачастую у детей приезжих возникают трудности с освоением образовательной программы, сложности в общении со сверстниками и педагогами, отмечал парламентарий. Низкий уровень знания русского русского языка или его отсутствие не только вызывает стресс у самого ребенка, не владеющего языком и при этом обучающегося в классе, но и создает проблемы для одноклассников, говорил Володин. «Педагоги не могут качественно передавать им знания, что приводит к трудностям в осваивании образовательной программы. Без знания русского языка это невозможно», — добавил он.

Всего, по данным выборочного мониторинга, более 40 процентов учащихся в российских школах детей не владеют русским языком, сообщил председатель Госдумы.

«Речь идет о наших школах. Выборочный контроль, анализ показал — 41 процент ребятишек, детей мигрантов, которые приходят в школу, либо не знают, либо знают очень плохо русский язык», — сказал Володин

Благодаря принятию законопроекта увеличится потребность в изучении русского языка за рубежом, считает он. «Любой мигрант, который собирается приехать в страну работать, себя реализовать, он должен понимать — для того чтобы ему ребенка в школу отвести, надо, чтобы ребенок знал русский язык. Тогда у него будет потребность в знаниях, изучении… Он сначала отведет в русскую школу с русским языком у себя в своей стране, тогда там будет возникать потребность в изучении русского языка», — сказал Володин.

Регионы решат, как учить детей мигрантов

Принятый законопроект — это взвешенное правовое решение, считает соавтор инициативы, зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Тестирование на знание русского языка для детей мигрантов, по ее словам, будет бесплатным. Если ребенок по результатам теста не подтвердит знание языка на достаточном уровне, он сможет пройти его снова после соответствующей подготовки, добавила политик. Предлагаемая инициатива, по ее словам, это не запрет на поступление в школу: «Это означает, что ребенка к школе надо готовить. И имея законные основания для пребывания в России, (родителям. — Прим. ред.) необходимо заниматься подготовкой ребенка к тому, чтобы он мог осваивать образовательные программы».

Очевидно, чтобы получать знания на русском языке и общаться в процессе обучения, «нужно знать и понимать русский язык, на котором ведется преподавание в российских школах, поэтому принятие закона необходимо», добавила политик.

Помимо прочего, закон станет дополнительным стимулом к тому, чтобы в регионах надлежащим образом реализовывались программы адаптации иностранцев, считает политик. Она напомнила, что ранее президент давал поручения — разработать предложения для подготовки детей мигрантов к учебе в российских школах. Так, учить мигрантов русскому языку можно на курсах при школе или в отдельных центрах, считает парламентарий. «Это полномочия регионов — как они будут организовывать работу по адаптации и интеграции», — добавила Яровая.

В Совете при Президенте по правам человека инициативу поддержали, но предложили доработать. Пока из текста законопроекта все-таки не совсем понятна дальнейшая судьба детей, не прошедших тестирование, посчитали в СПЧ.

«…Таких детей следует направлять в специально созданные образовательные центры, где они в сжатые сроки смогут обучиться русскому языку как иностранному. После окончания курсов они должны быть вновь допущены к прохождению тестирования», — говорится в письме главы СПЧ в адрес руководства Комитета Госдумы по просвещению, размещенном в соцсетях организации. При этом, как считают в СПЧ, вопрос об источниках финансирования таких образовательных центров требует отдельного обсуждения.

В то же время с принятием законопроекта, как оказалось, затягивать не будут. Уже завтра, 11 декабря, его могут рассмотреть на пленарном заседании во втором и в случае принятия — в третьем чтении. Такое предложение председателя Госдумы Вячеслава Володина поддержали депутаты.