В школах предложили ввести уроки здоровья

По данным экспертов, учебная нагрузка на старшеклассников на 30 процентов превышает санитарно-эпидемиологические нормы, а в среднем школьники проводят за учебой от 8 до 10 часов в день. При этом 70-80 процентов детей отмечают усталость от процесса обучения, что сказывается на их здоровье. На эту проблему обратил внимание председатель Госдумы Вячеслав Володин и дал поручение депутатам обсудить с экспертами высокую учебную нагрузку на школьников. На круглом столе в «Парламентской газете» депутаты предложили ввести в школах уроки «Мое здоровье», а также полностью пересмотреть учебную программу. Школьники «выгорают» из-за семи-восьми уроков в день, к которым нужно делать домашние задания. Кроме того, с появлением интерактивных досок и электронных дневников дети слишком много смотрят в экран, что сказывается на зрении.

В школах предложили ввести уроки здоровья
© Парламентская газета

Конторки вместо парт

По данным главы Федерального медико-биологического агентства Вероники Скворцовой, около 85 процентов школьников почти здоровы или имеют обратимые нарушения здоровья. Глава Минздрава Михаил Мурашко заявил, что 28 процентов детей в школах имеют первую группу здоровья, а 56 процентов — вторую. В Роспотребнадзоре же говорили, что абсолютно здоровыми можно считать лишь от 10 до 12 процентов учеников.

Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин рассказал «Парламентской газете», что, когда он сам учился в школе, у него не было больше шести уроков в день. Сейчас же в средних классах нередко бывает по семь уроков, а с дополнительными занятиями их может быть и восемь. После этого детям нужно сделать домашнее задание, и совокупно они учатся даже больше 8-10 часов в день.

«Простым сокращением домашних заданий эту проблему решить не удастся. Одна из главных проблем современной школы в том, что дети слишком много сидят. Если вместо парт поставить конторки, как когда-то работали за ними Гоголь, Белинский и Пушкин, то мы уже значительно улучшим состояние здоровья детей. Эту идею, кстати, восприняли в Азербайджане — там больше ста школ запустили по такой методике», — сообщил Смолин.

Депутат подчеркнул, что дело не только в количестве учебных часов, но и в том, как излагают материал и насколько его адаптировали к возрастным особенностям ребенка. По его словам, школьные учебники по гуманитарным предметам переусложнили по форме изложения, поскольку написали их по типу вузовских. Парламентарий напомнил, что чем сложнее изложен материал — тем хуже результаты и качество образования.

Психически нездоровые школьники

В школах нужно ввести уроки «Мое здоровье», на которых детям будут объяснять основные правила гигиены и как выработать здоровый режим сна, заявил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль. По его мнению, на этих уроках нужно говорить о правильном питании, режиме дня, а также о том, как справиться с нервными стрессами и оказывать первую помощь.

«Я очень благодарен Роспотребнадзору, который ограничил вредные продукты в школьных буфетах. Но проблема еще в том, что среди детской инвалидации на первом месте — это психические заболевания и расстройства. Это может вызвать сидячий образ жизни и то, что детей приучают к гаджетам. Школьная программа сегодня вызывает у детей нервозность, нарушает режим сна», — уточнил Огуль.

Добавление новых предметов снизит количество свободного времени у детей, сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по просвещению Виктор Смирнов. Он также отметил, что учебники 1980-х годов по химии, биологии и техническим предметам не сильно отличаются от современных, однако количество учебных часов поменялось.

«Когда я работал учителем химии, то изучал с детьми алкены на протяжении 12 учебных часов. Сегодня на это отводят три часа, и мы видим соответствующий результат. Я полагаю, что всем нужно договориться о том, какая должна быть нагрузка у детей без вреда здоровью без снижения при этом качества образования. Первое слово тут должны сказать медики», — подчеркнул Смирнов.

Цифровизация во вред

Полностью здоровых детей в лучшем случае остается 15 процентов, а в целом первая группа здоровья среди школьников и вовсе становится чем-то необычным, отметила «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая: «Остальные дети как минимум имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом. Многие страдают от ожирения, аллергии, и на самом деле все взаимосвязано — восемь уроков в день школьникам очень тяжело переживать».

Член союза «Родительская палата Москвы» Ольга Васильева напомнила «Парламентской газете», что, помимо шести-восьми уроков в день и домашних заданий, у детей есть еще секции и дополнительные занятия с репетитором. По ее словам, у ребенка обязательно должно быть время на отдых и общение с семьей, чтобы он рос в благоприятной атмосфере.

«В школах идет цифровизация, многие уже перешли на интерактивные доски, а дневники сделали электронными. По сути, школьники постоянно смотрят в экран — у них огромная нагрузка на глаза. Кроме того, дети подолгу делают домашнее задание, поскольку им приходится искать внешние источники информации. Учебники построены так, что делать домашние задания только по ним не получится», — добавила Васильева.