Интриги пятиклашек и заяц-ботан. Как "Пятый театр" переосмыслил "Красную Шапочку"
"Пятый театр" готовит премьеру про Красную Шапочку с подростковыми загонами. Красный головной убор, волк-каннибал, песенка про Африку и фраза "Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?" - знакомый с детства сюжет про девочку, которую звали Красная Шапочка. Сказка, которую каждый знает наизусть с пелёнок, получила миллион интерпретаций: советский фильм с Яной Поплавской (0+), серия мультфильмов про Шапочку-супершпионку (12+) и даже российский фантастический фильм про оборотней и Шапку с секирой наперевес (12+). Омский "Пятый театр" 20 декабря представит свою версию детской сказки "#КраснаяШапочка" (0+). О том, как Красная Шапочка стала частью Поколения А (альфа), 5 "А" класс превратился в лесных жителей, а волк оказался совсем ни при чём, создатели спектакля рассказали журналистам. Красная Шапочка у "Пятого" живёт не в фантастическом лесу, а в реальном мире 11-летнего ребёнка. Её мир - это мемы из соцсетей, чаты одноклассников и интриги, обсуждение компьютерных игр и новых сериалов, а ещё страшный и ужасный переходный возраст. Режиссёром спектакля выступила Людмила Исмайлова. Так как сюжет сказки ни для кого не секрет, история нуждается в переосмыслении, уверена она. Меняются времена - меняются и дети, на которых эта сказка рассчитана, поэтому ставить классический вариант (театральная интерпретация Евгения Шварца с лесными жителями) нет смысла. Кстати, спектакль хоть и выходит в преддверии Нового года, к празднику не имеет никакого отношения. Людмила Исмайлова - Мне кажется, это одна из первых книг, которые дети читают. И под такие сюжетные сказки, конечно, обычно придумывается какая-то концепция и история, что, собственно, Шварц и сделал в своё время. Тогда это считалось современной трактовкой. Грубо говоря, это сказка на двух листочках, что там ещё рассказывать-то? Если мы говорим про Шарля Перро, то в его варианте нет повода для спектакля, только если для очень-очень маленьких зрителей. Пошла девочка, встретила волка, волк её съел - конец. Шварц не зря ввёл зайцев, птиц, ещё кого-то, потому что была необходима ещё какая-то драматургия. У нас тоже есть драматургия. <...> У нас довольно классическое воплощение истории получилось. О чём она? О дружбе! Всё то же самое. Просто для современных детей что вообще такое дружба? Ведь они даже не хотят из дома выходить и не понимают, зачем вообще нужны друзья, - рассказала режиссёр. История про Шапку-подростка начинается с того, что она играет в компьютерную игру с одноклассниками и ругается с мамой по поводу неубранной комнаты. А потом вдруг всё преображается - девочка попадает в сказочный мир, где её одноклассники превращаются в лесных зверей, а мама из современной женщины - в сказочную даму, разговаривающую с ней фразами из советских мультиков. Роль мамы досталась Олесе Шиляковой. Олеся Шилякова - У меня роль, к сожалению, не очень большая. Но в ней нужно было найти баланс, когда пытаешься ребёнка уговорить, заставить хоть что-то сделать, но при этом не быть с ним слишком строгой матерью. Вот это сложно, тем более что это сказка, - рассказала актриса. Актриса театра Елизавета Кухтина, которая исполнит роль Красной Шапочки, рассказала, что в работе над образом ей пришлось вспомнить, каково это - быть 11-летним ребёнком. Елизавета Кухтина - Конечно, я была бунтаркой-подростком, но в разумных пределах. У меня ещё есть брат, он взрослый подросток, ему 16 лет, но я очень хорошо его помню в 11. Это тоже помогает в работе над ролью. Он мой консультант, - рассказала Елизавета. - У нас Красная Шапочка не такая сказочная, это не "голубая" героиня. Я не думаю, что теперь на всю жизнь застряну в образе подростковой бунтарки, это физически невозможно. В шкуре волка (Михаил Синогин / Владимир Куражев) в интерпретации "Пятого" прячется одноклассник девочки - хулиган, но не такой плохой, как принято считать. Как отмечает режиссёр, он просто жертва обстоятельств и зависти пятиклассниц. В спектакле появится ботаник Захар Белоухов, лучший друг героини (по мнению самого Захара), который после перемещения главной героини в сказочную среду предстанет перед ней в обличие зайца Белоуха. Его играет Егор Лябакин. Егор Лябакин - Хороший мальчик, мы бы с ним дружили. Это вообще распространённая история про героя, у которого есть какой-то проводник, спутник, который показывает ему этот мир, объясняет, что нужно делать, и всячески помогает. Вот эту функцию в нашем спектакле выполняет заяц Белоух, он же Захар Белоухов, - рассказал Егор Лябакин. Как отметила Людмила Исмайлова, хореографическое оформление детского спектакля - важная его часть, но это будут не танцы ради танцев, а, скорее, пластическое оформление героев. Кстати, хореографом спектакля выступила Татьяна Кафлевская. А вот петь актёры в этот раз не будут. - В большей степени танцы нужны для характеристики персонажей, для их взаимодействия, потому что если актёр оказывается в костюме зайца или лисы, то он не может двигаться бытово, скажем так. У этих персонажей есть определённые какие-то черты, которые ему диктуют уши, лапы и хвост, - отметила режиссёр. - Мы не музыкальный театр. Мы можем, конечно, немножко пойти в их сторону в каком-то спектакле. Но, если говорить про меня лично, то я не вокальный режиссёр. Я сторонник встраивания и музыки, и песен, и танцев в драматическую структуру. <...> Люди ушли из репертуарных театров, чтобы искать что-то ещё, пробовать разное. Насколько я понимаю позицию нашего театра, мы пытаемся заниматься тем же. Главное не консервироваться в одном, хоть это и сложно. Даже одному режиссёру сложно не повторяться. Но я борюсь с самоповторами, поэтому берусь за разное, в том числе и за сказки. Кто будет играть Шапочку, волка, зайца, лицу, птиц и даже дубы, режиссёр знала заранее. Как отмечает Людмила Исмайлова, кастинги нужны тем режссёрам, которые не знают труппу. А когда это актёры твоего театра, то режиссёр имеет чёткое передставление, кто из актёров лучше подойдёт по психофизике и темпераменту, и просто ставит его на эту роль. Главное фото создано с помощью Midjourney