За качество и против стресса: зачем вводить интегральную оценку в школах

Одна из самых консервативных сфер - образование - сегодня бурлит как никогда. Не успеют родители и педагоги обсудить в чатах и учительских одну инициативу для школы, как уже на подходе - новые вводные.

Зачем вводить интегральную оценку в школах
© ТАСС

На прошедшем заседании Совета по правам человека, которое провел президент Владимир Путин, таких вводных было сразу несколько. Например, предложили ввести (а на самом деле - вернуть, в истории страны уже было такое) оценки за поведение.

Еще одно предложение, которое озвучил глава СПЧ Валерий Фадеев - ввести для выпускников школ "интегральную оценку" знаний.

Что такое "интеграл" в математике? Простыми словами - сумма бесконечного количества умножений, проведённых с бесконечно малыми слагаемыми.

В "школьном" контексте интегральная оценка должна будет учитывать знания по все предметам, а не только тем, по которым школьник сдает Единый госэкзамен.

Что это может быть? Допустим, средний балл, то есть средняя оценка определённого школьника за четверть или полугодие по каждому конкретному предмету.

Зачем? По мнению Фадеева, школьники сегодня фокусируются только на тех предметах, по которым будут сдавать ЕГЭ. Другие - проседают. А такие важные для формирования личности предметы как история, литература, на ЕГЭ выбирает совсем небольшое число выпускников. В 2024 году тех, кто сдавал ЕГЭ по литературе, было всего 8 процентов, по истории - 16. Интегральная оценка должна будет показать общий уровень знаний школьника и стать дополнением к баллам ЕГЭ при поступлении в вузы.

В Рособрнадзоре уже подтвердили готовность обсуждать введение интегральной оценки.

А что думают об этом учителя и родители?

Ксения Бирюлина, советник директора по воспитанию Лицея №11, региональный представитель Всероссийского сообщества наставников-просветителей, г. Ростов-на-Дону:

"Введение "интегральной оценки" поможет более комплексно оценить знания и навыки наших выпускников. В условиях, когда междисциплинарные связи и так называемые "мягкие навыки" становятся все более актуальными, такой подход поможет лучше отразить уровень подготовки детей. Такая оценка может стать и эффективным инструментом для более справедливого и объективного анализа полученных знаний, а также замотивировать учеников к более глубокому изучению разных предметов. Думаю, университетам это поможет оценить не только "сухие цифры" ЕГЭ, но и общий уровень подготовки абитуриентов. Конечно, важно, чтобы все было тщательно продумано, чтобы интегральная оценка действительно отражала качество образования, была понятной и прозрачной".

Евгений Потапов, папа выпускника московской школы:

"Когда я заканчивал школу, никакого ЕГЭ еще не было. Складывались четвертные оценки и в аттестат выводилась годовая по предмету. Ясная понятная схема, похожая на то, что сейчас предлагается как дополнение к ЕГЭ. Очень интересно, как интегральную оценку собираются учитывать в вузах. Она будет как "индивидуальное достижение", как дополнительный основной балл? И, конечно, надеюсь, что нововведение, если его примут, не вступит в силу до приемной кампании 2025 года. Мы, как и другие абитуриенты, уже работаем по схеме ЕГЭ, перестраиваться на "интегралы" в такие короткие сроки нереально".

Александр Андриенко, учитель основ духовно-нравственной культуры народов России Сургутской технологической школы, г. Сургут:

"Интересное предложение. Интегральная оценка, которая учитывает результаты по всем предметам за несколько лет обучения, с одной стороны, позволит более полно отразить достижения ученика, в отличие от ЕГЭ, который проверяет знания по конкретным предметам в конкретный момент времени. С другой стороны, тут есть опасность влияния предвзятого отношения учителей к какому-то ученику. Что скрывать, и такое бывает: занижают оценки, потому что, по их мнению, учащийся "троечник". Интегральная оценка снизит стресс от ЕГЭ и будет отражать результаты работы за несколько лет. Ученики будут заинтересованы поддерживать успеваемость на стабильном уровне не только в старших классах. Но необходимо обеспечить объективность, прозрачность и единообразие подходов к выставлению таких оценок. Важно помнить: главная цель образования - не только оценка знаний, но и создание условий для их получения и личностного развития.

Екатерина Волкова, мама ученика 9 класса, г. Королёв:

"Снизит стресс? А по-моему, такое нововведение только его повысит. Сын сейчас готовится к ОГЭ, у нас два репетитора, и школьные домашки до 12 ночи. Боюсь представить, что ждет в 10-11 классе, когда встанет вопрос подготовки к поступлению в вуз. На выбранные для экзаменов предметы уже не хватает времени, а если думать еще и об этой интегральной оценке... Ребенка жалко!"