Помощники спасателей. Как игрушечные зайцы учат детей правилам безопасности

Зайку хочется обнять

Помощники спасателей. Как игрушечные зайцы учат детей правилам безопасности
© ТАСС

Идею использовать игрушки при оказании помощи детям архангельские специалисты подсмотрели у своих шведских коллег, когда были на стажировке. Шведы возили с собой на вызовы плюшевых обезьянок и дарили их пострадавшим малышам.

— И в 2013 году мы решили свою игрушку сделать. Выбрали зайку, это как-то нам ближе. Сначала мы шили игрушки из флиса, а года три-четыре назад стали вязать. Он такой тактильно приятный. Ну и зайка — у него большие ушки, он все слышит и прискачет на помощь. А еще у него лапки так сделаны, чтобы его хотелось обнять, — показывает Елена. — Когда протягиваешь его ребенку, он берет и сразу к себе зайку прижимает.

В первое время зайчиков просто дарили. Плачущий ребенок обнимал игрушку и успокаивался. И игрушка помогает наладить контакт: ведь иногда ребенок начинает плакать от одного только вида больших незнакомых людей в форме, с инструментами. Были случаи, когда малышу, к примеру, попала в нос горошина, а к нему даже подойти не получается. И тут заюшка просто незаменим.

Как оказалось, это прекрасный способ не только успокоить и отвлечь, а что-то объяснить или показать в ходе игры. Зайчик может прятаться и выглядывать, малыш начинает за ним наблюдать и даже не замечает, когда спасатели начинают свою работу. Например, нужно накрыть ребенка, чтобы что-то распилить или просверлить, а юный спасаемый не дается. Ему говорят: давай мы зайчика спрячем, смотри, вот так, а теперь тебя так же, как зайчика. И ребенок дает завернуть руку, чтобы скусить колечко, застрявшее на пальце.

Педагогическая практика и психологическая составляющая

Классический вариант с закрытой дверью в квартиру. Ее нужно вскрыть, но вплотную стоит испуганный человечек, и есть угроза, что его может ударить. Спасатели говорят: к тебе идет новый друг заюшка, у тебя есть машинка, чтобы его покатать? Принеси ее. Пока ребенок бегает за машинкой, дверь успевают открыть.

— У нас трехлетний ребенок. И мой муж, он спасатель, с ним зачастую лучше меня справляется на примере этих зайчиков. Маленький начинает плакать, он любую игрушку хватает: о, посмотри, что тут у нас… И прекрасно срабатывает, — рассказывает начальник отдела профилактической работы безопасности жизнедеятельности областной службы спасения Ольга Порядина. — Такая вот педагогическая практика. Ребята, кто встречался на вызовах с дарением зайчика ребенку, говорят, что и в семье это помогает.

Заюшки участвуют еще и в проекте "Мой безопасный мир" с кадетским классом юных спасателей архангельской школы №43. "Переходящий" зайчик-спасатель в течение учебного года побывает у каждого третьеклассника и будет помогать выполнять задания по правилам безопасного поведения в разных ситуациях.

Как объясняет начальник ГБУ Архангельской области "Служба спасения им. И.А. Поливаного" Михаил Напольских, важно не только спасать людей при ЧП, но и уметь предотвращать это ЧП, а для этого важно с самого раннего возраста объяснять детям, как вести себя в разных ситуациях.

— Мы очень гордимся нашими отделами, они очень органично вписываются в саму работу службы. То есть не только кого-то спасать, но еще и профилактикой заниматься для того, чтобы как можно меньше было работы для нашего перегруженного поисково-спасательного отряда, — говорит Напольских и перечисляет: аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, поисково-спасательные работы, газоспасательные работы при химических авариях и ликвидация розливов нефтепродуктов.

— Я с 1993 года в спасателях, я такого насмотрелся! Очень часто есть необходимость не просто что-то разламывать и кого-то спасать. Именно психологическая составляющая имеет очень большое значение.

Театр от спасателей

Заюшки-утешаюшки не единственные игрушечные помощники архангельских спасателей при работе с детьми. В службе создан настоящий кукольный театр. Ольга Порядина придумала проект, находясь в декрете. Ее маленькая дочь обожала кукольные постановки, была просто заворожена волшебством театра.

— Я видела, как она сидит, открыв рот и глядя на этих куколок, и понимала, что сейчас могу ей рассказать о многом и она все это запомнит. И я решила, что нам надо в отдел написать такую программу. Позже мы ее оформили и утвердили в институте переподготовки работников образования, — вспоминает Ольга.

Так появились кот-спасатель и еще почти 30 персонажей. Перчаточные фигурки изготовила известная художница, кукольный мастер Ирина Черепанова. Животные, сказочные герои, мальчики и девочки и даже Солнышко показывают, как нужно и не нужно вести себя при ледоходе и ледоставе, при пожаре, что делать, если к тебе подошли незнакомцы, и какие игры могут быть опасными как на улице, так и дома.

Для каждой из ситуаций подготовлен свой спектакль. Сотрудницы отдела показывают постановки в школах и детских садах, причем для небольших групп, чтобы максимально вовлечь всех детей в действие.

С чем нельзя играть дома, рассказывают Винни-Пух и Бережонок. Бережонка придумали в службе спасения.

— Это как Домовенок, только он рассказывает детям о правилах безопасности и останавливает от опасных ситуаций.

В ходе постановки Винни-Пух выбирает различные предметы для игр, в том числе те, которые для этого не предназначены: гвозди, молоток, шнур от электроприбора, иголки, ножницы. И на каждый такой предмет есть загадка, которую дети отгадывают. И если мишка берет опасную вещь, Бережонок его заколдовывает. А дети запоминают, с чем лучше не играть.

В истории про опасных незнакомцев Сашу и Машу уводят из двора чужие люди, предлагая посмотреть цирковое представление и угощая конфетами. Кот-спасатель спрашивает у юных зрителей: уже вечер, а ребята так и не вернулись, где они? Дети отвечают, что их украли. И начинают вспоминать, как выглядели незнакомцы.

— А потом мы выясняем, каким может быть человек, который крадет ребенка, — объясняет Елена. — Они говорят, что в маске, в черной одежде, с пистолетом, с ножом, что-то очень страшное. А я говорю, а если бы такие, как вы описали, люди подошли бы к Саше и Маше, они бы с ними ушли? Нет, отвечают, не ушли бы. А давайте посмотрим, какие они: улыбаются, хорошо одеты, ведут себя так, чтобы дети им поверили.

Порядина уточнает, что важно на этом занятии научить детей правильно реагировать, если вдруг незнакомец проявляет насильственные действия: хватает за руку, начинает уводить или берет на руки.

— Мы поясняем: ты должен кричать как можно громче: "Это чужой человек! Я его не знаю!" А кричать: "Помогите, спасите!" — смысла нет, потому что, как правило, это воспринимают как игру. И взрослые в том числе.

Есть в театре и сезонные истории про ледоход и ледостав. На речку приходит Солнышко, дети помогают ему растопить лед на речке, он разламывается на льдинки. Приходит девочка, начинает прыгать по льдинкам и падает в воду. Вызывают кота-спасателя, он помогает девочке выбраться.

— А дальше уже с ребятами выясняем, что такое ледоход, почему с девочкой это произошло и как ведут себя льдинки. Берем прозрачную чашу с водой, маленьких лего-человечков и лего-льдинки, которые качаются, как настоящие льдинки. И вот мы показываем, что с ребятами происходит.

С помощью "Лего" с детьми отрабатывают и другие ситуации — например, поведение при пожаре.

— И эксперимент еще проводится: ребенку завязывают глаза, а другой прячется. Ребенок с завязанными глазами натыкается на столы и парты, и детям проводится аналогия, что во время пожара прятаться нельзя, потому что пожарные не знают расположение мебели в ваших квартирах. 

Такие постановки показывают в классах и детсадах, в помещения службы детей водят на экскурсии. Спасатели базируются в здании старой пожарной части, оно небольшое, поэтому оборудовать отдельный класс для занятий с детьми возможности нет.

Ольга говорит, что у нее мечта создать служебный "город профессий", чтобы у детей была возможность посмотреть, как работают спасатели, и попробовать себя в разных специальностях. Сейчас не все рабочие места можно показать. Например, в информационно-диспетчерский центр попасть нельзя, потому что посетители будут мешать диспетчерам. Еще одна идея — это создание приложения, в котором дети могли бы выполнять задания по правилам безопасного поведения.

В начале летних каникул областная служба спасения проводит в Архангельске Фестиваль безопасности. В 2025 году он состоится в десятый раз. На юбилейном фестивале спасатели планируют показать уличные кукольные спектакли с новыми куклами и героями.

— В планах изыскать возможность сделать куколок большими, которые будут видны с ширмы на улице. Планируется три-четыре спектакля, соответственно, около 10 персонажей. Либо будут дети, куколки-человечки, либо животные, либо те и другие. Надо подумать, потому что идей и планов очень много, — подытожила Ольга Порядина.

Ирина Скалина