Слабые знания математики у детей угрожают экономике Европы — доклад ЕК

В странах Европейского союза наблюдается значительное ухудшение базовых образовательных навыков у школьников. Согласно докладу Европейской комиссии, почти треть 15-летних не достигают минимального уровня знаний в математике, а каждый четвертый учащийся испытывает серьезные затруднения в чтении и естественных науках. Этот спад особенно заметен после пандемии, когда массовые закрытия школ негативно повлияли на качество образования, говорится в документе.

“В настоящее время ЕС находится еще дальше от своей цели, установленной для Европейского пространства образования: к 2030 году не более 15% 15-летних учащихся должны демонстрировать низкие результаты”, — пишут авторы доклада. По их данным, уровень базовых знаний по математике у детей в Европе снизился на 6,6 процентных пункта (п.п.) с 2018 года, однако в целом высокие показатели снизились по всем отслеживаемым направлениям в образовании. “При этом негативная тенденция затрагивает все социально-экономические группы, что свидетельствует о серьезных проблемах в формировании базовых навыков”, — говорится в документе. Хуже всего с математикой обстоят дела у учащихся в Болгарии, на Кипре и в Румынии.

Такая ситуация представляет серьезную угрозу для экономики ЕС, указывает Еврокомиссия. Недостаток базовых навыков у будущей рабочей силы может подорвать производительность труда и конкурентоспособность региона, что становится критически важным на фоне масштабных трансформаций, связанных с зеленым и цифровым переходом, говорится в докладе. Так, работодатели уже отмечают серьезную нехватку квалифицированных специалистов, что мешает компаниям масштабировать производство и адаптироваться к новым экономическим вызовам. В частости, 95% малых и средних предприятий (МСП) считают наличие квалифицированных работников «умеренно» или «очень важным», в то же время более половины МСП (52%) сообщают о трудностях в поиске работников с нужными навыками, а почти две трети (63%) сталкиваются с ограничениями в своей деятельности из-за нехватки квалифицированных кадров.

Образовательное неравенство также продолжает расти, отмечается в докладе. Ученики из бедных семей страдают сильнее всего: почти половина из них не справляется с математикой. Однако ухудшение навыков затронуло и обеспеченные семьи, что указывает на системные проблемы в образовательной системе, подчеркивают в ЕК. Нехватка квалифицированных педагогов только усугубляет ситуацию: эта проблема, частично вызванная последствиями пандемии COVID-19, затрудняет улучшение базовых навыков у школьников.

Исполнительный вице-президент Еврокомиссии Роксана Мынзату по вопросам образования заявила изданию Politico, которое первым обратило внимание на доклад ЕК, что эти данные свидетельствуют о том, что некоторые группы людей в ЕС, возможно, не смогут адаптироваться к изменениям, связанным с зеленым и цифровым переходами. По ее словам, Европейская комиссия готовит план действий, который будет представлен в марте 2025 года. Он предполагает инвестиции в развитие навыков, поддержку профессионального образования, цифровое обучение и программы по обучению взрослых. Кроме того, планируется обновить стратегию цифрового образования, чтобы обеспечить современные подходы к обучению и подготовке будущей рабочей силы.

Ранее Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выпустила доклад, согласно которому большинство 15-летних подростков с трудом понимают ключевые финансовые термины, пятая часть затрудняется вычислить проценты, и только 11% из них могут решить сложные финансовые задачи, определить транзакционные издержки или объяснить разницу между видами инвестиций. В 14 странах только 36% молодых людей и девушек уверенно читали банковские выписки, и 18% испытывали трудности с принятием повседневных финансовых решений: например, они не могли рассчитать, что выгоднее — покупать помидоры ящиками или килограммами. При этом около двух третей из опрошенных подростков вели активную финансовую деятельность и открыли банковские счета.